selyanka1 (selyanka1) wrote,
selyanka1
selyanka1

Как политическая диссидентка вернула Мьянме национальный костюм

Мало кто из нас сможет хоть что-то рассказать о Мьянме, бывшей Бирме, многие даже и не вспомнят, а где она находится то. Огромная, в два раза больше Германии, богатая ресурсами страна практически отсутствует на политической карте мира. Получившая независимость в 1947 году и прошедшая через череду государственных переворотов, экономических и коммунистических экспериментов  и военных хунт страна, пережившая и беззастенчивую коррупцию и наглое воровство, Мьянма - уникальная страна. В ней всего два  субъекта политики - военная диктатура и женщина. Дочь одного из основателей государства, Леди, мать нации, диссидентка, нобелевская лауреатка, совершенно немыслимая в современном мире героиня - Аун Сан Су Чжи.

1    Suu_Kalay_31.jpg

Аун Сан Су Чжи родилась в 1945 гoду в семье военного, который был основателем современных вооружённых сил страны и одним из участников переговоров  с Британской империей о независимости Бирмы. В 1947-м, накануне объявления независимости от Британии, Аун Сан, возглавлявший тогда переходную администрацию страны, был убит при попытке государственного переворота, когда его дочери было два года.

1       r_m_04e65ba896a2dee88b487a8250dd906f.png
Мьянма, бывшая Бирма. Расположена в Индокитае, граничит с Индией  и Бангладешем  на западе, с Китаем  на северо-востоке, с Лаосом на востоке и с Таиландом на юго-востоке.

В 15 лет Аун уехала в Индию, куда ее мать назначили послом, после Индии Аун училась в Оксфордском университете, работала в ООН, вышла замуж за англичанина, родила двоих детей, получила степень доктора философии, в общем жила нормальной академической английской жизнью, очень далекой от всего бирманского.

Но в 1988 году у Аун заболела мать, и она поехала на родину. А там как-раз подал в отставку генерал, который правил страной. И начались митинги населения с требованием выборов и демократии, перешедшие в волнения, вошедшие в историю как Восстание 8888. И Аун, вспомнив отца, который стоял у истоков возникновения государства, решила, что ей не стоит стоять в стороне. И начала выступать с пламенными речами в поддержку, естественно, выборов и демократии.

Ну Восток - дело тонкое. Поэтому к власти пришла военная хунта.

Аун тогда основала партию Национальная лига за демократию и занялась политикой в стиле Ганди, благо когда-то училась в Индии и много про это знала.  В результате в 1989 год хунта посадила ее под домашний арест. Ей предлагали освобождение, если она покинет страну, но Аун отказалась.

Под домашним арестом по разным обвинениям в течение  1989 - 2010 годов Аун Сан Су Чжи провела в общей сложности 15 лет. Когда она была под арестом, ей запрещали встречаться со сторонниками партии и международными посетителями. В одном интервью она заявила, что, пока находилась под домашним арестом, тратила всё время на чтение философских, политических книг и игру на пианино. Но не только.
Еще она шила.

За время своего домашнего ареста Су Чжи не только получала в подарок  национальную одежду  от своих поклонников и сторонников, но и заказывала ткани на рынке Скотт Рангун и разрабатывала модели своих платьев самостоятельно.

1 scott-market-rangoon-myanmar-640x480.jpg
Rangoon’s Scott Market - - крупный базар, расположенный в Янгоне, Мьянма

На этом базаре хлопчатобумажная ткань для простого longyi  стоит около 5 000 кьятов ( $ 6 ), но цена может дойти и до 12 000 кьятов ( $ 14 ) для хлопка с шелковой вышивкой. Ткань для anyi обычно стоит от 3000 до 10000 кьят за метр, что вполне доcтупно бюджету большинства  домохозяек.

1Scott-Market.jpg

Вышитая вручную  шелковая ткань для праздничного cheik longyi, с другой стороны, будет стоить от 30 000 ( $ 36 )  до 1 000 000 кьятов ( $1 200 )

2    grande.png
Longyi - длинный цилиндрический кусок ткани длиной около 2 метров, который вы обертываете вокруг своей талии и завязываете узлом. Tипа саронга, подобия длинной юбки
Anyi - традиционная блузка.


Пока Аун сидела под домашним арестом, ее поклонницы и последовательницы решили поддержать ее морально очень женским способом. Поскольку Аун сама покупала на базаре недорогие ткани, доступные большинству населения, и делала из них платья, бирманские женщины решили, что будут копировать ее стиль и платья в поддержку ее политических идей.

Сайт журнала Иравади вспоминает, как в  90-е годы страну охватила  лихорадка заказов портным одежды в стиле Су Чжи. Женщины просили сшить им одежду с передней застежкой  в стиле Аун Сан Су Чжи или с вырезом как у нее.

В день своего освобождения в 2010 году Аун появилась у ворот своего дома в наряде сливовых тонов.  Это розово-фиолетовое сочетание быстро стало популярным в стране и с тех пор тесно связанно с освобождением  Су Чжи.
2 1289658142437.jpg
После освобождения Аун Сан Су Чжи вернулась в политику и, продолжая носить национальные платья, невольно явилaсь проводником некой "контрреволюции" в одежде страны.

В заточенном на коммерческую моду Западе  модные журналы типа Vanity Fair или Vogue любят помещать на обложку гламуpные портреты с фотосессий первых леди или каких-то знаменитостей. Эти женщины рекламируются журналами как иконы моды и стиля для последующей продажи нарядов и услуг по уходу за лицом и телом по всему миру.

В Мьянме это не так. Мьянма - бедная страна, в которой почти ничего нет и почти все запрещено. Ее за полвека почти полностью высосал военный режим Здесь моду создает Леди Аун, и население копирует ее и ее стиль. Женщины очарованы ee одеждой, ее простым, традиционным и очень красивым стилем.

3     BBviLzx.jpeg

В отличии от более развитых стран, где женщины гоняются за дизайнерскими лейблами, бирманские женщины всех классов могут рассматривать Аун как самый лучший народный бренд страны и  просто копировать ее гардероб с традиционными блузками anyi и красочными саронгами longyi. Особенно с учетом того, что Аун не носит дорогие аксессуары и ювелирные изделия, а предпочитает в качестве украшений гирлянды цветов в волосах и простые сандалии на ногах.

3    tumblr_lzj16gPYOB1rpcjp9o1_500.jpg

Раньше для молодежи  практика носить традиционные национальные костюмы, как правило, заканчивалась после окончания университета, потому что традиционное платье является частью школьной формы и девушки были обязаны его носить.

После этого бирманские женщины переходили на западную одежду, объясняя это бOльшим удобством, потому что традиционные блузки anyi  ограничивали свободу передвижения, особенно они были неудобны в районе шва между рукавами и лифом.

И когда местные пoртнихи, пораскинув мозгами, придумали, как изменить дизайн, совместив традиционную блузку с  "западными" рукавами как на пальто, они прислали несколько платьев Аун, и она начала их носить.

Эта была самая лучшая реклама для показа бирманским женщинам, что традиционная одежда может быть очень удобной. Более того этот дизайн стал использоваться при заказах крупных компаний и банков на пошив унифoрмы для сотрудников.

Эти костюмы также привлекли  внимание и интерес молодых женщин Мьянмы. Дело в том, что традиционные платья более красочны, колоритны и уникальны, чем массовый стандартный западный пошив, поэтому у женщины есть больше возможностей самовыразиться, особенно когда портные используют какие-то местные мотивы конкретного региона.
3  1036912-des-mannequins-presentent-des-vetements-traditionnels-birmans-le-30-juin-2017-a-rangoun.jpg
Портные в Янгоне рассказывают, что многие клиенты приходят в их мастерские с фото Су Чжи, вырезаннным из  журнала и просят сшить одежду, как на Леди

"Вообще то мы даже сами собираем все фотографии с Аун, когда она появляется на политических меропpиятияx, потому что некоторые клиенты просто ссылаются на место, где ее видели в каком-то особенном наряде и просят сшить наряд, как был у нее там.

4 Aung+San+Suu+Kyi+Visits+London+nZPBPgTrSzlx.jpg

Многие бирманские подростки признаются, что выбирают фасоны платьев под влиянием  70-летнего политика.

"Я обычно надевала традиционный костюм только, когда мы с семьей посещали монастырь или еще какую религиозную церемонию" - рассказывает 20-летняя Yo Yo  (Мьянма — многоконфессиональная страна, однако подавляющее большинство населения — буддисты)
 "В остальное время я обычно носила узкую юбку и блузку в западном стиле.. Но теперь я уже достаточно взрослая, чтобы оценить вкус Матери Су и я снова начала носить  традиционные anyi и longyi "
"Внезапный возврат к традиционному бирманскому костюму можно назвать настоящей контрреволюцией в моде. Не успели бирманские девочки-подростки освободится от  старых традиций и перейти на западную одежду - джинсовые шорты, майки, футболки и мини-юбки, как тенденция изменилась, и вернулась мода  на  старомодные костюмы, которые отражают наши традиции и культурное наследие”.

4 92aa34a27e1b9692b718c288dec3dd53.jpg 4 article-0-0F5A9ECD00000578-664_634x733.jpg

Как у политика и законодательницы моды у Аун есть много возможностей продвигать свой стиль, хотя западные компании до сих пор проводят агрессивные рекламные компании на телевидении, в журналах и  наружной рекламе, где изображаются полуголые девушки, а большинство бирманского бомонда, актрисы и певицы следуют западной моде, эксплуатируя сексуальность.

Местные дизайнеры, обсуждая стиль Су Чжи, расходятся во мнении. Hекоторые думают, что мода на ношение саронга longyi, умирает, как она практически умерла с последним поколением в Таиланде. Другие считают, что эта мода будет еще некоторое время на гребне из-за личности и  влияния Су Чжи. Кроме того факта, что ее одежда красива и привлекательна, она еще и необыкновенно доступна по ценам, так как Аун пользуется недорогими х/б тканями.

4  22692-yingluck,suu kyi670.jpg

А пока население Мьянмы упорно продолжает копировать любимого политика в одежде, причем даже мужчины, которые для своей одежды просто могут копировать какие-то ее цветовые сочетания.
Так что все еще не существует никаких  сомнений в том, что традиционная бирманская одежда  по-прежнему очень популярна и любима.

4  hillary-clinton-aung-san-suu-kyi.jpg

4  Secretary+State+Clinton+Makes+Historic+Trip+thVOmifTfAQx.jpg






Tags: Мьянма, геополитика, мода, одежда
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Всем привет!

    Добро пожаловать в мой журнал, посвященный языку одежды. Живу я в США. Лет мне много. Пишу я на темы разные, но, говорят, интересные. Ну, например,…

  • Последствия урагана Харви - 2.

    Мне в комментариях сказали, что разрушения от урагана маленькие, ничего не видно. Поэтому еще раз объясню, что от урагана (т.е. ветра) разрушения…

  • Последствия урагана Харви

    Всем привет, продолжаю повествование про то, как мы переживаем последствия урагана Харви в агломерации города Хьюстона, который в штате Техас. Судя…

Buy for 10 tokens
10 жетонов Не размещаются материалы с экстремистскими и антизаконными призывами, с порнографией, с матами, с оскорблениями selyanka1 или ее друзей
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 81 comments

Bestfiisi

August 17 2017, 18:59:04 UTC 1 month ago

  • New comment
Просто прелестно.
Несмотря на серьезность обсуждаемых на Панлонской конференции вопросов, в один из ее дней они вдруг оказались на втором плане. Пользователи социальных сетей и журналисты бурно начали обсуждать нефритовое ожерелье, в котором Аун Сан Су Чжи появилась на одном из вечерних мероприятий. Некоторые мьянманцы рассуждали о том, что с персиковым оттенком ее блузки должен хорошо сочетаться аметист, а нефрит в данном случае выглядел несколько чужеродно. Другие упрекали Аун Сан Су Чжи в том, что она надела на шею украшение из нефрита, прекрасно представляя, что разработки этого камня находятся в штате Качин, где идут боевые действия и множество людей вынуждены покинуть свои дома, а добычу нефрита зачастую контролируют люди, связанные с прежним военным режимом. Впрочем, большинство людей согласилось с тем, что только Аун Сан Су Чжи может рассказать историю этого ожерелья – а значит, именно ей решать, когда его следует надевать. Хотя, возможно, дело было в другом. На фоне сложных и напряженных дискуссий нужен был какой-то предлог для того, чтобы оживить официоз заседаний и создать повод для неформального общения делегатов между собой. И судя по тому, что на следующий день представители этнических групп в кулуарах активно обсуждали нефритовое ожерелье, у Аун Сан Су Чжи это получилось – причем, сделала она это так, как может сделать только женщина.