selyanka1 (selyanka1) wrote,
selyanka1
selyanka1

Мир африканской моды и политики. Часть 2.

В продолжение Мир африканской моды и политики. Часть 1. https://selyanka1.livejournal.com/26523.html

4   Afrikanische_Textilien.jpg

Главная составляющая африканской  моды - это ткани, из которых шьется одежда.

Наиболее распространенным видом ткани в современной Африке является Aнкара (Ankara) - это общее название африканских тканей из хлопка с ярким восковым принтом. Из этих тканей шьют одежду, их используют для изготовления любых аксессуаров и в дизайне интерьера.  Такая ткань, изготовленная для саронга с окантовкой на длинной стороне, локально называется Китенге (Kitenge или chitenge).

4   800px-African_Waxprints,_West_Africa.jpg
Платья Анкара

Традиционно на какое-то торжество родственники и близкие друзья одеваются в похожие наряды, чтобы подчеркнуть свою общность. Иногда подобная практика распространяется и на политические мероприятия.

4        Waxprints_in_a_West_African_Shop.jpg
Африканский магазин

Роспись восковыми штампами — это старинная техника горячего батика. Само слово “батик” происходит от индонезийских слов “ba” – воск и “tik” – капля. Подобный способ получения на ткани рисунка был известен еще в древнем Египте, Шумере, Перу, Японии, Шри-Ланке, в  Индокитае, в африканских странах.

Суть проста: готовый штамп из подручного местного материала окунают в расплавленный воск и быстро ставят оттиск на ткани. Если это мотив орнамента, то следующий отпечаток ставят рядом с первым, дабы продолжить красивый узор.

4       Best-of-2015-Trending-Ankara-Print-Gowns-1024x901.jpg
Платья Анкара

Когда я читала англоязычные источники про Анкару, то просто поразилась количеству разнообразных имен, которыми эту ткань величают при продаже :
African Fabric aфриканская ткань
African Wax Print aфриканская восковая печать
Dutch Wax Print - голландская восковая печать,
Real English Wax - настоящий английский воск,
Veritable Java Print - настоящая Ява-печать, (Ява -остров в Индонезии)
Guaranteed Dutch Java - гарантированная голландская Ява,
Veritable Dutch Hollandais настоящий голландский (английское слово) голландский (голландское слово) [восковой принт]

А уж как интересно рассказывают историю появления этих тканей в Африке, так вообще не передать. Много где можно прочитать, что оказывается их европейцы в Африку завезли и африканцев делать научили.

Ну действительно зачем упоминать, что в Египте обнаружен батик, датируемый 5 веком до нашей эры, что такие же, а может еще и более старые артифакты обнаpужены в Японии, откуда они скорей всего пришли из Китая, хотя там в качестве материала использовали не хлопок, а шелк. Что эта техника восковой печати широко распространилась по всей юго-восточной Азии, с использованием местных тканей и разных подручных материалов для штампов,  слоновая кость, например.  Что из юго-восточной Азии она давным давно сухопутным торговым путем пришла в северную Африку и оттуда уже распространилась почти по всему африканскому континенту.

И было это задолго до 1511 года, когда европейцы (португальцы) открыли для себя остров Ява и обнаружили там потрясающей красоты ткани. И задолго до того, как голландцы, чьей колонией стала Ява, открыли в 1835 году в голландском городе Лейдене первый завод по массовому производству тканей методом восковой печати с помощью промышленных штампов, что позволило сделать узоры сложнее, а производство быстрее и дешевле.

Надо добавить, что голландцы пытались продавать оригинальный индонезийский (яванский) батик в Европе, но он как-то не обрел популярности. А вот в Африке похожие ткани уже были всенародно любимыми. Но там ведь делали свое.

Oбучение неразумных африканцев искусству восковой печати в англоязычной истории мифологии приписывают Черным Голландцам или Беланда Хитам (Belanda Hitam). И если погyглить, кто это, то выясняется, что Голландия на Яву посылала служить в армии чернокожих солдат из своих африканских колоний, а после окончания срока службы некоторые из них на Яве не оставались,  а возвращались домой в Африку.
4  1407359404_447px-native_and_african.jpg
Черные Голландцы (Беланда Хитам)

Если сделать экскурс в колониальную историю Нидерланд, то cначала колонизацию от имени Нидерланд осуществляли 2 компании: Вест-Индийская компания (1621—1791) и Ост-Индская компания (1602—1798), которыe владели следующими африканскими территориями:
Западная Африка: Голландская Гвинея, Сенегамбия, Аргуин, Лоанго-Ангола, Невольничий берег
Южная Африка: Капская колония, Маврикий

Позже Нидерланды стали управлять колониями без посредства компаний, да и осталось этих колоний совсем мало, так как Великобритания многое просто отжала. В Африке остались  Капская колония, это где сейчас ЮАР, и Золотой Берег - сейчас в основном территория Ганы

Но вернемся обратно к этим самым Беланда Хитам. Они служили в нидерландской армии на Яве в 1831-1872 гг, у них был 15-летний призыв (многие в результате женились на женщинах с Явы да там и оставались.), и всего таких рекрутов было 3080 человек. Но самое интересное – этo факт, что при возвращении в Африку оплату за срок службы своим колониальным солдатам Нидерланды осуществляли, когда они достигали своего последнего порта. Те немногие из них, кто  возвращался в Африку, приплывали практически совсем без денег.

И на какие шиши в такой ситуации привозить очень дорогой батик с Явы? А если его не привозить, то как неразумных соотечественников в Гане то учить, как хлопок восковой печатью штамповать?

В принципе во всяких википедиях и прочих инернет источниках, да и в учебниках по истории можно много чего написать  выдуманного, вот новая история Украины 5000-летней давности так просто изумительный пример таких подтасовок.  А уж историей общинно-племенной Африки при желании можно вообще вертеть как хочешь, примитивные племена не имеют письменных документов, чтобы доказать, что сахиб все наврал. Ну кто, например, полезет проверять исторические документы про условия службы чернокожиx солдат на Яве? Хотя сейчас образованные африканцы уже лезут. И проверяют. И даже задают неудобные вопросы иногда.

Если так слегка задуматься, то первая мысль, которая приходит в голову, - это то, что после открытия в 1835 году этого самого завода в Лейдене голландцы повезли свои промышленные изделия в колонии  и начали недобросовестную конкуренцию с местными более дорогими и трудоемкими ручными изделиями местных промыслов. И после того, как многие из этих промыслов они скорей всего загнобили,  дабы поставлять ткани только самим (90-е годы на пост-СССР и в Восточной Европе не напоминает, нет?), приписать себе обучение африканцев набивной технике продвинутыми европейцами труда уже не составляло. Про то, что техника была укpадена на Яве, это вообще можно сразу забыть.

Ну можно еще добавить, что голландцы не были единственными такими умными предпринимателями, англичане тоже сложа руки не сидели, а у англичан в 19 веке в Африке колоний было больше чем у Нидерланд. И англичане тоже стали восковой принт промышленного производства завозить в Африку и гнобить местных кустарей.

А сейчас этим начал заниматься Китай, наладивший производство африканских принтов аж на полиэстре (в Африке всегда был только хлопок) и пытающийся их продать по всему миру под именем африканских естественно, даже в России на алиэкспрессе продают. Но про Китай я подробнее напишу позже, благо это современная ситуация, а не экскурс в историю.

К чему весь этот рассказ?  Первоначально у меня вообще не было цели погружаться во все эти исторические изыски, но в комментариях к предыдущей статье мне сказали, что я не понимаю полезность культурного обмена.

Поэтому мне пришлось дополнительно порыскать по интернету и переписать данный опус в более историческом ключе для того, чтобы было понятно, чем культурный обмен на равных условиях (распространение батика по юго-восточной Азии и Африке с использованием местных мотивов, местных материалов - где хлопок, где шелк; местных штампов - где камень, где глина, где слоновая кость, где дерево) отличается от культурной апроприации и колониальной эксплуатации (где местное национальное могут просто элементарно убить и загнобить, потому что конкурент гегемону мешает деньги делать, а про равные условия никто никогда и не слышал, нет, только подчинение)

Ну все, закончим с историей, вернемся к африканским тканям. Помимо Анкары / Китенге там еще есть много чего интересного.  У большинства этих тканей есть свои совершенно африканские названия, без всяких напыщенных титулов с добавлением слова "настоящий", с одном исключением в Южной Африке.

Про эти ткани тоже интересно рассказать.

Крашеная парча (Dyed Brocade) изготaвливается из мягкой хлопчатобумажной ткани из  Западной Африки, с  Мали в качестве главного мирового дистрибьютора.

4    Dyed brocade.jpg
Крашеная парча

Традиционно эти ткани окрашивают вручную как батик с использованием местных материалов, таких как местные растения, местная грязь и кальцинированная сода. Ткани сушат  на солнце, а затем украшают вышивкой, узелками или восковым принтом. В последнее время, правда, все больше используются современные химические красители. Ткани необыкновенно популярны и пользуются постоянным спросом. В Бамако (столица Мали) в этой отрасли  занято более 250 000 человек.

Мали также известна тем, что отсюда родом знаменитая африканская ткань Боголанфини (Bogolanfini) или коротко  Боголан (Bogolan)

4 Bogolan.jpg
Боголан

Ее еще иногда называют "грязевая ткань" ( mud cloth). Это хлопок, вымоченный в отваре из листьев местного дерева нгаллама, чтобы придать ткани желтый цвет, а затем окрашенный в ферментированную грязь для придания ткани разных оттенков коричневого цвета. Считается, что он защищает охотников, которые используют его для камуфляжа во время охоты; а женщины при родах используют его, полагая, что он обладает целебными свойствами.

4 Bogolan 1.jpg
Образцы Боголана

Сейчас чаще стала использоваться более простая техника производства - когда на желто- рыжий краситель просто наносится черный краситель. Это делает производство ткани быстрее и дешевле, позволяя наладить массовый выпуск крайне популярной одежды.

Родом из Ганы популярная африканская ткань Кенте (Kentе).

4 Kente.jpg
Кенте

Она пришла из культуры Ашанти.  Название ткани возникло от слова Kenten  - корзинка. Кенте ткется вручную из разноцветных хлопчатобумажных нитей, повторяя  переплеты корзинки.

4 Kente 2.jpg
Платья из ткани Кенте

Кенте представляет собой ткань с ручными ткаными узорами из хлопчатобумажной нитки таким же образом, как у корзины. Все цвета и рисунки имеют свое собственное значение.

4 Kente-strips1.jpg
Кенте

Черный цвет означает духовную энергию, синий - мир и грамонию, зеленый - процветание и духовное обновление, золотой - высокое происхождение, серый - очищение, коричневый - целительные силы Матери - Земли, фиолетовый - женственность, красный - жертвенность, серебристый - умиротворение, белый - очищение, желтый - красоту.

Адинкра (Adinkra) - этo не совсем ткань, это название символов в культуре Ашанти в Гане.

4 Adinkra.jpg
Ткани с символами Адинкра

Эти символы, отражающие различные аспекты жизни, философии и верований ашанти, с помощью специальных штампов наносятся на ткань, причем из них часто можно сложить целое послание, пословицу, например, поскольку полный список символов очень широк.

4 Adinkra 1.jpg
Адинкра

4 adinkra funeral.jpg
Одежда со специальными символами Адинкра на похоронах

В Нигерии делают ткань под названием Адире (Adire).

4 Adire production.jpg
Процесс изготовления Адире

Ее красят вручную в синий цвет и узоры традиционно наносятся с помощью перьев или пальмовых волокон.

4 Adire-African-Fabric-_-6-Colourful-.jpg
Адире

Каждый узор имеeт свой смысл, поэтому обычно каждая ткань несла свое уникальное послание
4 Adire_web_klein.jpg 4 Adire.jpg
Адире

Ашо Оке (Aso Oke) - это традиционная для народа Йоруба  ткань родом из Нигерии. Ее надевают на важные события в жизни -   свадьбы, рождение ребенка, похороны и т.д.

4 Aso-Oke-Alaari-Clothing1.jpg
Ашо Оке

Ашо Оке - это обычно полосатая ткань, традиционно была трех видов: Алаари (красная), Саньян (коричневая) и Эту (синяя). Сейчас цветов намного больше из-за использования современных красителей.

4 Aso-oke8.jpg
Ашо Оке

Одежду из ткани Швешве (Shweshwe) традиционно носят в Южной Африкe, здесь она необыкновенно популярна и распространена. Вот с историей этой ткани также связаны большие  несоответствия.

4 Shweshwe_6-Colourful-.jpg
Швешве

По африканской истории -мифологии считается, что эта ткань, которая обычно красится в разные оттенки индиго, появилась в Африке с индийскими и арабскими купцами чуть ли не 2 тыщи лет назад.

4 shweshwe.jpg
Швешве

По западной истории - мифологии эта ткань называется Германский Принт и была завезена в Южную Африку немецкими и швейцарскими поселенцами то ли в самом концe 19-го века, то ли чуть ли не в 20-м для собственных нужд, ознакомления местного населения с достижениями европейской цивилизации и для обогащения местной африканской культуры.

А то, что на местном языке это называется Швешве , так это якобы в честь местного короля Мошоше 1 Басото (Moshoeshoe 1 of Basotho), которому эта ткань была подарена еще  французскими миссионерами в 1840-х годах, отсюда и название швешве.

Вот не понять мне лично таких временных несоответствий в 2-х версиях европейской истории-мифологии. Все-таки что-то одно следовало выбрать - либо французские  миссионеры в 1840-х годах, либо немецкие и швейцарские поселенцы значительно позже.

Но как я уже сказала, у африканских племен письменных исторических документов особо не наблюдается, поэтому доказать, кто там из европейских цивилизаторов врет и с какой целью, обычно довольно проблематично.

Ткань из коры (Bark Cloth).  Этa угaндийская ткань сделана из внутренней коры дерева Moraceae.

4 bark cloth - cutting from tree.JPG 4 bark cloth - boiling2.JPG

Kора режется на тонкие полоски и размачивается/ увлажняется. 

4 bark cloth - hammering2.JPG 4 bark cloth - drying.JPG

Затем эти полосы вбиваются в простыни и обрабатываются специальными инструментами.
4 bark cloth samples.JPG 4 bark cloth hat.JPG

Эта ткань имеет толстую текстуpу и грубовата на ощупь.  В последнее время ее используют в основном для  дизайна интерьера, для изготовления занавесок, драпировки и чехлов.

4 Barkcloth-Afican-Fabric.jpg
Ткань из коры

Ткань Куба (Kuba) родом из Конго.

4 kuba-cloth-pix-4.jpg

Ее делают  из волокон пальмы рафия обычно в виде прямоугольных кусков, и украшают  или вышивкой или геометрическими рисунками, нанесенными натуральными красителями.

4 Kuba 5.jpg 4 kuba-cloth-cushion-[4]-2980-p.jpg
Из-за формы и грубоватой текстуры часто используется для дизайна интерьера - подушек, чехлов, драпировок.

4 Kuba.jpg

Ткань обычно ткут мужчины, а расписывают или расшивают женщины. Интересно в ткани то, что хотя рисунок имеет свой ритм, он часто обрывается в неожиданном месте. Это этническая особенность восприятия, примерно то же можно наблюдать и в музыке этого региона.

Ну вот и все, что смогла найти. Есть еще другие "экзотические" виды тканей из коры и т.д., но они больше не производятся и увидеть их можно только в музеях. Такое я включать не стала.

Из-за исторического экскурса пост получился очень длинный, так что про реалии производства одежды и модную индустрию Африки в следующий раз.

Продолжение следует.




Tags: Африка, геополитика, мода, одежда
Subscribe

Recent Posts from This Journal

Buy for 30 tokens
30 жетонов Не размещаются материалы с экстремистскими и антизаконными призывами, с порнографией, с матами, с оскорблениями selyanka1 или ее друзей
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 42 comments

Bestfiisi

October 15 2017, 19:03:56 UTC 1 month ago

  • New comment
Как мне нравятся такие дикие расцветки! но максимум, который могу себе позволить, это аксессуары.

Вот сейчас как раз читаю про техники росписи ткани, более лаконичные. Столько противоречий по поводу стран, где это придумали в древности. То ли в самом деле такой разброд, то ли все же в разных странах дошли до этого автономно-параллельно.

В африканских мотивах вижу много похожих на средне-азиатские национальные. Да и у Китая-Индии такого хватает. Тут скорее первична техника окрашивания.

А кружев в Африке не было? или я просмотрела.