selyanka1 (selyanka1) wrote,
selyanka1
selyanka1

Все оттенки денег

Кто заставляет людей носить одежду одинакового цвета

1 Фото Rich Fury  Getty Images.jpg
Фото: Rich Fury / Getty Images

Сезонные цвета в одежде и аксессуарах — один из самых во всех смыслах очевидных трендов в моде. Практически каждый год какой-то оттенок в очередной раз называют «новым черным».


Накануне появления в магазинах вещей из новой осенне-зимней коллекции и появления новых актуальных цветов Вероника Гудкова поразмышляла над причинами таких перемен.

Виссон и пурпур

В старину отношение к цветам в одежде серьезно отличалось от принятого в наши дни. Подбор оттенка ткани, так же как ее фактуры, выделки и, как следствие, стоимости (например, затканная золотной нитью парча стоила просто-таки астрономических денег) был во многом обусловлен не только вкусами владельца и его доходом, но и его социальным положением.

Volto-Santo_01.jpg
Портрет на виссоне из базилики в Маноппелло

Самые дорогие ткани, и в их числе виссон (дорогая очень тонкая шерсть) пурпур, упоминаются еще в Библии. В римское и византийское время пурпурные ткани (шерсть и шелк, окрашенные тирским пурпуром — веществом, извлекаемым из морских брюхоногих моллюсков-иглянок) ценились на вес золота: чтобы получить двести грамм краски, требовалось три килограмма сырого красителя, а для получения килограмма сырца нужно было добыть десять тысяч моллюсков.

Cañaillas-Cádiz.jpg
Bolinus brandaris L. (иглянки)

Это могли себе позволить только императоры, их приближенные аристократы и самые богатые торговцы. Разумеется, их одежда не выходила из моды: одежду, стоимость которой на современные деньги — более 25 тысяч долларов, каждый сезон менять не станешь.

Самыми «трендовыми», если брать в расчет массовость, в древности были натуральные, грязноватые оттенки — серый, бурый, коричневый: их носили бедняки и люди среднего достатка. Цвета получали, обрабатывая грубую ткань дешевыми натуральными красителями вроде дубовой коры, луковой шелухи или ягодного сока. Любые привозные красители при плохом развитии торговли в целом и морских перевозок в частности были очень дороги: это касалось и пурпура, и кошенили, которую привозили, в частности, с Канарских островов, и других экзотических красок, необычных для Европы оттенков.

Цвета одежды были каноническими и для религиозных конфессий. Так, на всех иконах богоматерь изображается в одеяниях белого, синего и красного цвета, символизирующих чистоту, небесную мудрость и любовь соответственно. В исламе зеленый цвет — цвет знамени пророка Мухаммеда — считается священным.

Искусницы модных лавок

Настоящий расцвет интереса к цвету в моде наступил тогда, когда промышленники изобрели первые искусственные, а затем и синтетические красители. Внезапно оказалось, что разброс оттенков гораздо шире, чем может предложить природа: цветами коры, луковой шелухи, ягод и кошенили эта палитра отнюдь не ограничивается. Лидерами в окраске тканей, как и в их производстве, стали самые развитые в экономическом отношении страны Европы: Англия и Шотландия, Франция, позже — Германия.

2 Парижские моды, вторая половина XIX века.jpg
Парижские моды, вторая половина XIX века Изображение: журнал Les modes Parisiennes Peterson`s magazine

Типографии в середине XIX столетия еще не располагали возможностью печатать много цветных картинок (собственно, до изобретения цветной фотографии как таковой оставалось около века). В модных журналах публиковали раскрашенные гравюры, и женщины, которые не могли выписать себе платья непосредственно из Парижа, пристально разглядывали картинки с нарядами нежных или более темных цветов, чтобы купить ткань точь-в-точь нужного оттенка.

Кстати, придумывая названия этих оттенков, художники, а затем и текстильные фабриканты изощрялись в тонкости чувства языка. Например, «цвет бедра испуганной нимфы» — не шутка, он существует в действительности, но отличить его от цветов всех прочих бедер может только действительно хорошо наметанный глаз.

2  Парижские моды 1888 года.jpg
Парижские моды 1888 года Изображение: журнал Les modes Parisiennes Peterson`s magazine

Уже в XVIII столетии цветные, переливчатые лионские шелка самых разных оттенков начали завоевывать рынок и безраздельно царили на нем весь следующий век. О том, какой утонченности достигли французы в текстильном производстве, рассказывают (иногда просто-таки взахлеб) почти все модные писатели и даже поэты того времени. Например, Пушкин в «Евгении Онегине» и Грибоедов в «Горе от ума» с разными интонациями и моралью рассказывают о модных лавках Москвы и Петербурга, где женщины становятся суетными, а мужчины — нищими.


2  Парижские моды 1889 года.jpg

Парижские моды 1889 года Изображение: журнал Les modes Parisiennes Peterson`s magazine

Еще подробнее, с раскрытием всей подноготной модного, в частности текстильного, бизнеса о нем рассказывает Золя в «хрестоматии модной торговли» второй половины позапрошлого столетия — романе «Дамское счастье». В нем вообще много о шопинге и покупательской психологии (пожалуй, неожиданно много для писателя того времени), но тканям уделено особое место, поскольку в годы, когда разворачивается действие книги, готовой одежды продавали очень мало: в основном женщины покупали ткань и шили сами или у портних.

2 Парижские моды, середина XIX века.jpg
Парижские моды, середина XIX века Изображение: журнал Le Follet

В завязке романа владелец крупного универсального магазина буквально и очень последовательно «душит» более мелкого конкурента, специализирующегося исключительно на тканях, тем, что делает огромные заказы на большие партии одинаковых тканей. Продавец исключительно текстиля, привыкший предлагать клиенткам большой выбор разнообразных материй (и тем самым позволявший им самовыражаться) терпит крах, поскольку мелкий опт всегда менее выгоден, чем крупный.

Бизнес на цветах

Этот фрагмент беллетристического, в общем-то, произведения полуторастолетней давности в упрощенном виде демонстрирует всем, кто знает о модном бизнесе только по содержимому витрин и контенту модных журналов, как на самом деле это все работает. Тренды задают производители тканей: именно они, по сути, решают, в каком направлении будет двигаться вся модная индустрия в ближайшие год-полтора. Для весомости этих выводов привлекаются специальные учреждения, вроде института цвета Pantone, который выпускает каталоги оттенков для всех отраслей индустрии (весьма недешевые) и ежегодно торжественно определяет тона сезона и главный цвет года.
3 Фото лукбук Zara.jpg3 Фото лукбук Christian Dior осень-зима 2018-2019.jpeg
Фото: лукбук Zara;   Фото: лукбук Christian Dior осень-зима 2018-2019

Сначала люксовые производители текстиля пополняют тканями свои и без того громадные каталоги образцов (например, на итальянской фабрике марки Loro Piana тома таких каталогов занимают целую библиотеку, а компания основана всего лишь в 1924 году). Затем эти ткани закупают ведущие модные дома, отшивают из них коллекции, которые становятся заявкой на тренд ближайшего сезона. А уже после гигантские масс-маркетные бренды, чьи представители исправно отслеживают все процессы, происходящие с люксом, наполняют подобиями подиумных коллекций свои магазины в самых дальних уголках планеты.

3 Фото лукбук Balenciaga, весна-лето 2018.jpeg3 Фото лукбук Tibi, resort 2018.jpg
Фото: лукбук Balenciaga, весна-лето 2018;  Фото: лукбук Tibi, resort 2018

Разумеется, то, что продает масс-маркет, не может полностью копировать люксовую одежду. Прежде всего это невозможно с точки зрения качества: ни такое качество тканей, ни уровень выполнения всех многочисленных операций демократичным брендам недоступны.

Они просто не станут тратить на это деньги — у них другие задачи и приоритеты, главный из которых — громадный оборот и молниеносная ротация коллекций (так называемая fast fashion, «быстрая мода»). Клиент, а особенно клиентка, должна купить, несколько раз надеть и выбросить или сдать на переработку, чтобы тут же купить новое.

preview_be1471ca1cc2c1ff7697364fb30a4048.png
Tom Ford  Фото: Tom Ford

Тут-то и проявляется во всей красе роль и значение цвета в моде. Продукция современных производителей красителей для ткани доступна в равной мере и для дорогих, и для демократичных марок. Чтобы сделать вещь узнаваемой даже издалека, достаточно, чтобы она была трендового оттенка. Следом за лиловыми, фуксийными или ярко-желтыми коллекциями с подиумов мировых домов моды соответствующий оттенок буквально захлестывает улицы и сетевые магазины брендов вроде Zara, Uniqlo, Nike и adidas, а за ними и нижнюю ступень — рынок безымянной одежды для малообеспеченных.

4 Dior.png
Dior  Фото: Dior

Ротация «главного модного цвета сезона» происходит по своим законам. Неизменно популярны офисные тона, предписываемые дресс-кодом: черный, белый, серый, бежевый, грейдж, синий оттенка navy. Их принято называть «классическими», вещи этих цветов продаются всегда: для офисных клерков, интеллектуалов, предпочитающих черное и асфальтовое при любых обстоятельствах, и, наконец, для тех, кто просто не желает заморачиваться, выбирая одежду.


preview_e5f7feacfadbcffab3c757ad271e8129.png
Фото: Peter Macdiarmid / WPA Pool / Getty Images

Елизавета II

А вот сезонные цвета, для тех модниц и модников, что посмелее, бывают двух видов. Интеллектуальные сравнительно сдержанные оттенки — очередные «новые черные»: красный, коричневый, хаки, охристый. Они никогда не уходят из моды до конца, одежду этих тонов на какое-то время оставляют в шкафу, а потом носят снова. И другие — китчевые, броские, заметные всем и отовсюду цвета: анилиново-желтый, фуксийно-розовый, бешено-изумрудный, лилово-васильковый, коралловый.

Забавно, но их демонстрантом и провозвестником уже долгие годы выступает престарелая королева Великобритании Елизавета II. Впрочем, бабушке простительно: она надевает вырвиглазные цвета для того, чтобы подданные, собирающиеся у дворца гигантской приветственной толпой, видели и узнавали свою монархиню на любом расстоянии.

5 Королева Елизавета II.jpg
Королева Елизавета II Фото: AP Photo/Tim Ireland

Очень броские цвета возвращаются в тренд раз в несколько лет — как раз к тому моменту, когда даже самые экстремальные модницы уже успевают поверить, что этот невообразимый тон уже никогда не вернется в моду. Они избавляются от кричаще яркой одежды, не зная законов fashion-индустрии, которой только того и надо: она знает, что клиентки снова, как покаявшиеся блудные дочери, придут в магазины, чтобы купить изумрудное платье или фуксийный топ, подозрительно похожие на те, что они сами год назад отдали за ненадобностью на благотворительность.

Стоит ли потакать собственной слабости все время быть на пике тренда и послушно идти на поводу у текстильных фабрикантов и производителей модной одежды, каждый (и, конечно, каждая) решает самостоятельно.
Отсюда


И тут Виндзоры!

Tags: Великобритания, бренд, легкая промышленность, мода
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Содержание журнала по темам

    Для лучшего поиска по темам собрала здесь все записи, буду добавлять по мере написания Восток - дело тонкое (Азия и Ближний Восток) Новый уровень…

  • Содержание журнала по темам - 2

    Пришлось разбить на части, так как слишком большой пост не разрешает делать обновления. Мода и политики А тем временем в Америке (Молодые…

  • Плоды осени

    По следам поста о пекане и пока времени одежные посты писать особо нет, решила еще запостить осенних фоток, что у нас тут на природе вызревает и…

  • Скрытый патриотизм

    Бывший пресс-секретарь Трампа Шон Спайсер в новомодном "патриотическом" костюме с подкладкой в виде американского флага. Вдогонку к…

  • Что не так с коричневым костюмом?

    Рональд Рейган очень любил коричневые костюмы и часто их носил. Как-то Путин пошутил, что мировое правительство — это "люди с кейсами…

  • Про пекан

    Прочитала я тут у френда mihailgurevitch вот такую статью МЕКСИКАНСКИЙ ОРЕX - НА МОСКОВСКОЙ ВЫСОТЕ и пообещала похвастаться…

  • Коллекции музея "Ленфильма"

    Не знаю, все ли в курсе, что старейшей киностудией на территории России является "Ленфильм". И сейчас туда можно пойти на экскурсию…

  • Творческий подход к национальным традициям.

    Веселые нынче настали в Армении времена. Случился там недавно переворот и пришла во власть команда таких кейкистов-популистов, что прямо цирк, а…

  • Советы Меланье Трамп, к которым она никогда не прислушается,

    или как политику показывать профессионализм в одежде. Спросили меня в комментариях к предыдущему посту Какой-то сафари-тур, или что Меланья…

promo selyanka1 май 23, 2017 19:24
Buy for 30 tokens
30 жетонов Не размещаются материалы с экстремистскими и антизаконными призывами, с порнографией, с матами, с оскорблениями selyanka1 или ее друзей
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments