selyanka1 (selyanka1) wrote,
selyanka1
selyanka1

Categories:

Саамский народный костюм

6 февраля - Международный день саамов, так что повод про костюм написать

1   1559-article-wide-preview.jpg

Саамы – малочисленный коренной народ Северной Европы, который живет в основном на Кольском полуострове. На территории Швеции, Финляндии и Норвегии – около 29 тысяч человек, в Мурманской области – чуть меньше 2 тысяч. Больше всего саамов живет в Ловозерском районе. В прошлом саамы были известны под именем лопари.

Еще в недавнем прошлом они вели полукочевой образ жизни, поэтому одежда саамов была приспособлена для постоянного пребывания на открытом воздухе.

2  Кольские (российские) саамы..jpg

Традиционный саамский костюм сочетает в себе красный, синий и желтый цвета. В ней в большом числе используются символы (их вышивали нитками или бисером), например, солнце, олени, вода. В одежде саамов используется сукно, кожа и мех, замша. Каждый костюм создается в зависимости от пола, возраста и даже семейного положения человека. Увидеть наряды во всем разнообразие обычно можно на праздниках, например, Летних или Зимних саамских играх.

Основная одежда саамов, как мужчин, так и женщин - печок - зимнее глухое одеяние из оленьих шкур мехом наружу длиной ниже колен с низким стоячим воротничком. Мужской вариант короче и почти лишен украшений, подпоясывается кожаным поясом тасма, к которому подвешивается нож в кожаных ножнах. Женский печок длиннее и наряднее, ворот стягивается длинным плетеным из шерсти шнурком с кистями и бусами на конце, грудь и спина украшаются треугольниками из цветного сукна, рукава завершаются обшлагами из красного сукна с нашитыми на них полосками сукна другого яркого цвета, треугольниками и бисерным шитьем.
1  Традиционная саамская зимняя и летняя одежда печок (слева), юпа, головные уборы, меховые руковицы, пимы.jpg
Традиционная саамская зимняя и летняя одежда печок (слева), юпа, головные уборы, меховые руковицы, пимы

Другой вид одежды – юпа - длинная рубаха в форме трапеции с невысоким стоячим воротником и небольшим разрезом в виде планки с пуговицами. Воротник, планка, обшлаг и подол обшивали красным сукном, украшали цветными треугольниками, бисером. Зимой юпу  надевали под печок, а летом она служила верхней одеждой.

В теплое время года саамские женщины носили сарафаны из однотонной ткани, иногда пришивали на них ленты, поверх надевали кофту с длинными рукавами, на которой оборки, кружево, тесьма. Такой наряд мог быть с передником или без него, и эта одежда считалась праздничной.
2  jvu8cn.jpg
В саамский футбол играют только женщины. Мяч принципиально отличается от привычного: он намного крупнее, его шьют из оленьих шкур и набивают оленьей шерстью или кусочками кожи. Форма одежды – длинный сарафан на лямках: когда надо быстро бежать по кочковатому полю, его задирают повыше, а когда отнять у противника мяч – накрывают тот подолом. Ворота сделаны в стиле северного минимализма – две воткнутые в землю жерди. Мяч в них должен не влететь, а элегантно закатиться – только тогда гол будет засчитан.

Очень интересны головные уборы.

ШАМШУРА. КОЛЬСКИЕ СААМЫ..jpg
Российский Этнографический музей: Женский праздничный головной убор. Шамшура. Кольские саамы. Кольский уезд Архангельской губернии. Конец XIX - начало XX века Экспедиция В.А. Плотникова 1907 года

Саамские женщины на Кольском полуострове носили головной убор шамшура, а девушки перевязку. Их надевали по праздникам. Шамшура изготавливалась из сукна красного цвета (или кумача) и хлопчатобумажных тканей (подкладка) в виде мягкой шапочки; в шов между очельем и затылочной частью вшивалась прямоугольная деталь — каркас из бересты или картона, обшитый сукном и украшенный бисером. К нижней части затылочной части пришивался позатылень, расшитый бисером и пуговицами. Головной убор украшался разноцветным бисером, пуговицами, тесьмой, позументной лентой, металлическими и перламутровыми пуговками. Декор располагался в строго определенных зонах: края деталей кроя, височная зона, центр затылочной части. Надевали шамшуру таким образом, чтобы не было видно волос. Иногда поверх этого головного убора носили мягкий чепец из ситца или штофа суарак.

2  4121590b14f366780b869de611fc560b.jpg

1  28c95129a58fa3f075635408a0743579.jpg

Девичьи повязки были двух типов. Первые имели цилиндрическую форму и жесткий каркас по основанию. Высота этих головных уборов доходила до 13 см. Шили их из красного сукна и ситца (подкладка) и украшали бисером, низками из бусин и лоскутков ткани треугольной формы. Второй тип головного убора представлял собой повязку, состоящую из жесткого очелья трапециевидной формы и мягкую затылочную часть. Вся поверхность очелья расшивалась разноцветным бисером и стеклярусом. Девичьи повязки надевали так, чтобы волосы надо лбом были видны. Аналогичный тип головного убора бытовал и у народа коми. Поверх шамшуры и перевязки носили ситцевые и шелковые фабричные платки, которые складывали косынкой и подвязывали под подбородком.

1 (1).jpg

Повседневным головным убором саамских мужчин в летнее время был островерхий колпак, связанный из овечьей шерсти.

Hаиболее распространенными зимними головными уборами были глубокие шапки с небольшими наушниками. Покрышка у этих головных уборов шилась из сукна или ситца, подкладка — из шкуры. Очелье украшалось лоскутом из разноцветного сукна, пуговицами, бисером. Мужские и женские головные уборы различались по крою.

2  317895.800xp.jpg

02caf799d1ba2d254842471fe13f2b41.jpg

Наряду с этими головными уборами были распространены шапки, полностью сшитые из меха. Для изготовления мужских головных уборов этого типа использовался мех оленя, а для женских — мех выдры. Для детей шили шапки с длинными ушами из самого ценного меха — пыжика.

В XIX—XX веках из обуви у саамов были распространены:
нюреньки — летняя обувь с мягкой подошвой и заостренными, приподнятыми вверх носками; яры — зимняя обувь в виде длинных сапог из шкур молодых оленей шерстью наружу с заостренными приподнятыми кверху носками; кеньги — мягкая обувь в виде коротких башмаков, сшитых мехом наружу с заостренными и загнутыми кверху носками и коротким голенищем из кожи или замши; тоборки — промысловая обувь в виде высоких сапог из шкуры морского зверя; пимы — высокая мягкая обувь из оленьих шкур, сшитых мехом наружу, украшенная цветным кантом и орнаментом из сукна; бурки — детская и женская обувь в виде сапожек из оленьих шкур мехом наружу, с отделкой из сукна и бисера, туфли — домашняя обувь из меха, замши, шкуры нерпы в виде тапок с меховой опушкой по верхнему краю.

3  бувь саамов вверху - каньги, слева - яры, справа - бурки..jpg


Обувь саамов: вверху - кeньги, слева - яры, справа - бурки.

Ну и что там у нас с праздником?
11Capture.PNG

Международный день саамов был объявлен в 1992 году на 15-й конференции Союза саамов, объединяющего представителей этой национальности на территории Скандинавии и Кольского полуострова. День празднования определен по дате проведения первого саамского собрания в норвежском городе Тронхейме в 1917 году.

1Capture.PNG

Для саамов России 6 февраля имеет дополнительный смысл. В 1866 году, в результате реформы императора России Александра II, была создана саамская (с начала XX века — Кольско-Лопарская) волость, которая вошла в состав Кольского (Александровского) уезда Архангельской губернии. C 1868 года в волости начал работу выборный орган народного представительства "Коладаг соббарь".

Собрание "Коладаг соббарь" из представителей саамской волости собиралось в Коле один раз в год – 25 января. После перехода России в 1918 году на григорианский календарь эта дата изменилась на 6 февраля.

Международный день саамов в России широко отмечается только в Мурманской области, где проживают более 1,5 тысячи представителей этой национальности.

111Capture.PNG
В этом году в Мурманской области прошли  150 тематических мероприятий: творческая мастерская "Саамские узоры", круглый стол "Саамы", выставка национального саамского костюма,  сторителлинг "Сказки и мифы саами",  небольшой квест "Жизнь саамов",  "Саамские игры",  народное гуляние "Широкая моя Масленица",  этнографические уроки и открытые лекции,  встречи и литературные чтения, фольклорные и этночасы,  экскурсии, викторины и многое другое.

На мастер-классах учили плести пояса, вязать саамские варежки, сухому валянию, созданию саамской куклы Акки, делать саамские сувениры и саамские обереги.



Tags: Россия, этномода
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo selyanka1 may 23, 2017 19:24
Buy for 30 tokens
30 жетонов Не размещаются материалы с экстремистскими и антизаконными призывами, с порнографией, с матами, с оскорблениями selyanka1 или ее друзей
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments