selyanka1 (selyanka1) wrote,
selyanka1
selyanka1

Categories:

Барановские платки. Начало.

Русский народный женский костюм. Рубаха шита из отрезного барановского ситца. Платок Троицко-Александровской мануфактуры конец XIX — начало XX века.j…_1  Иван Семёнович Куликов (Россия, 1875 - 1941) «Девушка с туесом» 1912.jpg
Слева: Русский народный женский костюм. Рубаха cшита из отрезного барановского ситца. Платок Троицко-Александровской мануфактуры (барановский платок) конец XIX — начало XX века
Справа: Иван Семёнович Куликов (1875 - 1941) “Девушка с туесом”. 1912 (барановский платок)

Известно, что любимый русский цвет - красный, именно слово "красный" является синонимом слова "красивый". Однако одежда красного цвета на Руси и в России очень долгое время была редкостью, позволить себе ее мог мало кто, и она была необыкновенно дорогой. И все это по одной простой причине - на территории России очень долго не было устойчивых и недорогих красителей такого цвета и технологий для покраски в такой цвет.

Поэтому в большинстве случаев любовь к красному цвету в одежде выражалась в вышивке красными нитками, благо они были дешевле и доступней.

И только в XIX веке одежда красного цвета стала доступной самым широким слоям населения.

Большая заслуга в формировании стилистических особенностей русских кумачовых ситцев в Российской империи принадлежала предприятиям, которыми владели купцы Барановы.

Красные барановские платки - это целая глава истории русской народной одежды, а их дизайн и мотивы до такой степени красивы и любимы в народе, что возрождаются и используются до сих пор.

Родоначальником династии купцов-мануфактуристов был крепостной крестьянин Тихон Петрович Баранов, накопивший в 1740-е годы первоначальный капитал с помощью торговли.


Capture33333.PNG



Его внук Федор Николаевич Баранов (1763-1838) был записан уже не крестьянином, а купцом 3-й гильдии. Он и положил начало бумаготкацкому производству в Александровском уезде Владимирской губернии.

При своем доме в Александрове (исторически это знаменитая  Александровская слобода) он завел небольшую красильню для крашения пряжи и холстинки в синий кубовый  цвет.  Название произошло от чанов - "кубов", в которых восстанавливали природный краситель индиго, добываемый из растения индигофера красильная. Индиго - чрезвычайно прочная краска для тканей, получаемая из листьев распространенного растения практически круглый год, поэтому окраска тканей в синий кубовый цвет в то время была одной из самых популярных и недорогих

Indigofera_tinctoria1.jpg
Индигофера красильная (лат. Indigofera tinctoria) — растение семейства Бобовые, вид рода Индигофера, происходящее из Индии и культивируемое во многих тропических странах ради получения синей краски.

1280px-Indigo-Historische_Farbstoffsammlung.jpg
Индиго, Историческая коллекция красителей Дрезденского технического университета, Германия


Российский Этнографический музей. Русский отдел. Сцена "Набойно-красильная мастерская". Видна еще неокрашенная ткань, которую опускают в чан/куб

ris7 (1).jpg
Современная реконструкция окраски набивной ткани в кубе как на картинке сверху


image (1).jpg
Не знаю, откуда взялась эта картинка, бродящая по интернету, но она показывает процесс набивки, когда на ткань перед опусканием в чан/куб с краской наносят рисунок каким-то веществом, которое либо оставляет это место вообще незакрашенным (белым) или во время окраски из-за химической реакции меняет цвет краски на другой.


Отечественная война 1812 г., разорение Москвы и страны, потеря рынков свели к нулю все усилия Федора Николаевича Баранова, оставив его почти ни с чем. Но он не опустил руки и заново начал “дело”.

В 1818 году он  построил в Александрове новое красильное заведение, a в 1834 выстроил первую красильную фабрику  для окрашивания бумажной пряжи в яркие красный и синий цвета. В отдельном помещении пряжy и ткани отжимали и сушили, затем отглаживали и складывали уже на продажу. Tруд был не из легких, условия тоже. Насыщенные запахи красок и кислот буквально пропитывали воздух, освещение керосиновыми фонарями было слабым. И тем не менее, продукцию Федор Николаевич Баранов выпускал на славу: высокое качество окраски его пряжи и тканей было отмечено Серебряной медалью на Нижегородской ярмарке в 1835 г.

Сейчас в решении красить пряжу в красный цвет, нет ничего удивительного, но в те годы, чтобы решиться на это, необходимо было обладать недюжинным умом и решительностью.

Для окрашивания ткани в красный цвет в те времена использовался крапп — натуральный краситель, представлявший из себя толчёный корень на основе марены (водоросли из южных стран).

Rubia_tinctorum_001.JPGKrapp1.jpg
Марена красильная. Общий вид цветущего растения.
Корни красильной марены, из которых добывался крапп.

На Востоке, еще до нашей эры, существовало несколько рецептов получения различных оттенков пурпурных и алых цветов. Вначале сырьем для получения знаменитого “пурпура античного” служили моллюски Murex brandaris, пурпурные улитки. Их панцири содержали несколько красящих веществ и давали возможность, в зависимости от технологии, получать разные оттенки. Но человеческое тщеславие и ненасытная жажда роскоши привела к практическому истреблению пурпурниц.

И тогда в качестве заменителей были найдены растительные красители, в частности марена красильная (Rubia tinctorum L), позволявшая, в зависимости от протравки, получать ткани разных цветов – красного, розового, пурпурного, оранжевого и коричневого. Именно с Востока, наряду с другими восточными драгоценностями, окрашенные ткани попадали в Древнюю Грецию, а позднее – в Рим. Издревле существовали центры, славящиеся своими окрашенными тканями и производством красителей, но именно в турецком городе Адрианополе (ныне Эдирнэ), как нигде, процветало искусство производства красок из марены – отсюда лет 200 назад и пошло, благодаря французам, название “адрианопольский красный”.
Alizarin-sample.jpg
Получаемый из краппа пигмент ализарин в виде порошка. Применение краппа в красильной практике основывалось на способности ализарина давать стойкие и яркие цветные лаки с различными металлическими окислами; так, с железом — фиолетового или чёрного цвета, с глиноземом — яркого красного и розового цвета, с оловянной протравой — огненно-красного цвета и т. п.

Bо Франции, в сравнении с другими европейскими странами, собственную марену начали разводить довольно рано, еще в XVIII веке, но технологию получения красного цвета  освоили только в начале XIX века, причем всюду ее строго засекречивали. Оттуда рецепт каким-то образом попал в Англию, видимо, был украден, и уже в 1813 году эта технология была усовершенствована фирмой Томсон, где занимались разработкой краски из смирнской марены (Смирна – античный город, что располагался на месте нынешнего Измира). Из Англии рецепт попал и в Россию.

Avignon-Jean-Althen-statue-5608.jpg
Армянскому агроному Ованесу Алтуняну (фр. Jean Althen, 1709–1774) поставлен памятник в Авиньоне за его вклад в развитие культуры марены во Франции

В отличие от индиго, который можно производить круглый год, корни мaрены можно было собирать и использовать только раз в году в определенное время, то есть он был дороже индиго с самого начала. К тому же в России не было собственного промышленного выращивания марены, крапп привозили из-за границы, тщательно оберегая от воды и света, чтобы не испортился, поэтому краситель был очень дорогой.

Процесс окрашивания был сложным и длительным, а с таким трудом достигнутый цвет мог легко вылинять, поэтому для закрепления краски использовали бычью кровь. Бычью кровь привозили с бойни, и хранилась она в огромных деревянных чанах при мануфактуре и, как можно представить, жутко воняла. Поэтому репутация у мест, где окрашивали ткани в красный цвет, была специфическая. Применение бычьей крови в производстве служило благодатной почвой для различных пересудов, слухов и суеверий.

"С тех пор как бабы начали
Рядиться в ситцы красные, –
Леса не подымаются,
А хлеба хоть не сей!
– Да в чем же ситцы красные
Тут провинились, матушка?
Ума не приложу!
"А ситцы те французские –
Собачьей кровью крашены!
Ну… поняла теперь?"
Н. А. Некрасов  "Кому на Руси жить хорошо"

До Федора Николаевича Баранова ситец с красным рисунком уже выпускался на мануфактурах Сокова и Витова. Встречались и темноземельные платки (платки темных цветов) с пунцовыми розами. Но первенство в производстве недорогих красных (ализариновых или красноземельных) вытравных ситцев, доступных по цене и приемлимых по качеству,  принадлежит Федору Николаевичу  Баранову.

Эти ткани долго сохраняли первоначальный цвет, а не линяли после третьей стирки, как часто бывало с разнообразными красными растительными красителями, в конце концов можно ведь и в свекольном отваре одежду покрасить, только вот цвет долго держаться не будет.

Хотя, конечно, с современными тканями не сравнить. Фотографию тканей времен Федора Николаевича  Баранова я в интернете нигде не нашла, но вот так выглядит сохранившийся в музее один из первых образцов ситца, выпущенных на мануфактуре сына Федора Николаевича Ивана Федоровича Баранова
_1 Один из первых образцов тканей ситца выпущенных на Троицко-Александровской мануфактуре XIX век88051-put_1_7-1024x499.jpg
Один из первых образцов тканей ситца выпущенных на Троицко-Александровской мануфактуре XIX век. Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 4.0


Иван Федорович Баранов в истории российской текстильной промышленности известен тем, что произвел настоящий прорыв в технологии окрашивания тканей в красный цвет.

Но об этом в следующий раз.

Продолжение  Барановские платки. Расцвет


Tags: Россия, бренд, легкая промышленность, этномода
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo selyanka1 май 23, 2017 19:24
Buy for 30 tokens
30 жетонов Не размещаются материалы с экстремистскими и антизаконными призывами, с порнографией, с матами, с оскорблениями selyanka1 или ее друзей
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments