
Аун Сан Су Чжи родилась в 1945 гoду в семье военного, который был основателем современных вооружённых сил страны и одним из участников переговоров с Британской империей о независимости Бирмы. В 1947-м, накануне объявления независимости от Британии, Аун Сан, возглавлявший тогда переходную администрацию страны, был убит при попытке государственного переворота, когда его дочери было два года.

Мьянма, бывшая Бирма. Расположена в Индокитае, граничит с Индией и Бангладешем на западе, с Китаем на северо-востоке, с Лаосом на востоке и с Таиландом на юго-востоке.
В 15 лет Аун уехала в Индию, куда ее мать назначили послом, после Индии Аун училась в Оксфордском университете, работала в ООН, вышла замуж за англичанина, родила двоих детей, получила степень доктора философии, в общем жила нормальной академической английской жизнью, очень далекой от всего бирманского.
Но в 1988 году у Аун заболела мать, и она поехала на родину. А там как-раз подал в отставку генерал, который правил страной. И начались митинги населения с требованием выборов и демократии, перешедшие в волнения, вошедшие в историю как Восстание 8888. И Аун, вспомнив отца, который стоял у истоков возникновения государства, решила, что ей не стоит стоять в стороне. И начала выступать с пламенными речами в поддержку, естественно, выборов и демократии.
Ну Восток - дело тонкое. Поэтому к власти пришла военная хунта.
Аун тогда основала партию Национальная лига за демократию и занялась политикой в стиле Ганди, благо когда-то училась в Индии и много про это знала. В результате в 1989 год хунта посадила ее под домашний арест. Ей предлагали освобождение, если она покинет страну, но Аун отказалась.
Под домашним арестом по разным обвинениям в течение 1989 - 2010 годов Аун Сан Су Чжи провела в общей сложности 15 лет. Когда она была под арестом, ей запрещали встречаться со сторонниками партии и международными посетителями. В одном интервью она заявила, что, пока находилась под домашним арестом, тратила всё время на чтение философских, политических книг и игру на пианино. Но не только.
Еще она шила.
За время своего домашнего ареста Су Чжи не только получала в подарок национальную одежду от своих поклонников и сторонников, но и заказывала ткани на рынке Скотт Рангун и разрабатывала модели своих платьев самостоятельно.

Rangoon’s Scott Market - - крупный базар, расположенный в Янгоне, Мьянма
На этом базаре хлопчатобумажная ткань для простого longyi стоит около 5 000 кьятов ( $ 6 ), но цена может дойти и до 12 000 кьятов ( $ 14 ) для хлопка с шелковой вышивкой. Ткань для anyi обычно стоит от 3000 до 10000 кьят за метр, что вполне доcтупно бюджету большинства домохозяек.

Вышитая вручную шелковая ткань для праздничного cheik longyi, с другой стороны, будет стоить от 30 000 ( $ 36 ) до 1 000 000 кьятов ( $1 200 )

Longyi - длинный цилиндрический кусок ткани длиной около 2 метров, который вы обертываете вокруг своей талии и завязываете узлом. Tипа саронга, подобия длинной юбки
Anyi - традиционная блузка.
Пока Аун сидела под домашним арестом, ее поклонницы и последовательницы решили поддержать ее морально очень женским способом. Поскольку Аун сама покупала на базаре недорогие ткани, доступные большинству населения, и делала из них платья, бирманские женщины решили, что будут копировать ее стиль и платья в поддержку ее политических идей.
Сайт журнала Иравади вспоминает, как в 90-е годы страну охватила лихорадка заказов портным одежды в стиле Су Чжи. Женщины просили сшить им одежду с передней застежкой в стиле Аун Сан Су Чжи или с вырезом как у нее.
В день своего освобождения в 2010 году Аун появилась у ворот своего дома в наряде сливовых тонов. Это розово-фиолетовое сочетание быстро стало популярным в стране и с тех пор тесно связанно с освобождением Су Чжи.

После освобождения Аун Сан Су Чжи вернулась в политику и, продолжая носить национальные платья, невольно явилaсь проводником некой "контрреволюции" в одежде страны.
В заточенном на коммерческую моду Западе модные журналы типа Vanity Fair или Vogue любят помещать на обложку гламуpные портреты с фотосессий первых леди или каких-то знаменитостей. Эти женщины рекламируются журналами как иконы моды и стиля для последующей продажи нарядов и услуг по уходу за лицом и телом по всему миру.
В Мьянме это не так. Мьянма - бедная страна, в которой почти ничего нет и почти все запрещено. Ее за полвека почти полностью высосал военный режим Здесь моду создает Леди Аун, и население копирует ее и ее стиль. Женщины очарованы ee одеждой, ее простым, традиционным и очень красивым стилем.

В отличии от более развитых стран, где женщины гоняются за дизайнерскими лейблами, бирманские женщины всех классов могут рассматривать Аун как самый лучший народный бренд страны и просто копировать ее гардероб с традиционными блузками anyi и красочными саронгами longyi. Особенно с учетом того, что Аун не носит дорогие аксессуары и ювелирные изделия, а предпочитает в качестве украшений гирлянды цветов в волосах и простые сандалии на ногах.

Раньше для молодежи практика носить традиционные национальные костюмы, как правило, заканчивалась после окончания университета, потому что традиционное платье является частью школьной формы и девушки были обязаны его носить.
После этого бирманские женщины переходили на западную одежду, объясняя это бOльшим удобством, потому что традиционные блузки anyi ограничивали свободу передвижения, особенно они были неудобны в районе шва между рукавами и лифом.
И когда местные пoртнихи, пораскинув мозгами, придумали, как изменить дизайн, совместив традиционную блузку с "западными" рукавами как на пальто, они прислали несколько платьев Аун, и она начала их носить.
Эта была самая лучшая реклама для показа бирманским женщинам, что традиционная одежда может быть очень удобной. Более того этот дизайн стал использоваться при заказах крупных компаний и банков на пошив унифoрмы для сотрудников.
Эти костюмы также привлекли внимание и интерес молодых женщин Мьянмы. Дело в том, что традиционные платья более красочны, колоритны и уникальны, чем массовый стандартный западный пошив, поэтому у женщины есть больше возможностей самовыразиться, особенно когда портные используют какие-то местные мотивы конкретного региона.

Портные в Янгоне рассказывают, что многие клиенты приходят в их мастерские с фото Су Чжи, вырезаннным из журнала и просят сшить одежду, как на Леди
"Вообще то мы даже сами собираем все фотографии с Аун, когда она появляется на политических меропpиятияx, потому что некоторые клиенты просто ссылаются на место, где ее видели в каком-то особенном наряде и просят сшить наряд, как был у нее там.

Многие бирманские подростки признаются, что выбирают фасоны платьев под влиянием 70-летнего политика.
"Я обычно надевала традиционный костюм только, когда мы с семьей посещали монастырь или еще какую религиозную церемонию" - рассказывает 20-летняя Yo Yo (Мьянма — многоконфессиональная страна, однако подавляющее большинство населения — буддисты)
"В остальное время я обычно носила узкую юбку и блузку в западном стиле.. Но теперь я уже достаточно взрослая, чтобы оценить вкус Матери Су и я снова начала носить традиционные anyi и longyi "
"Внезапный возврат к традиционному бирманскому костюму можно назвать настоящей контрреволюцией в моде. Не успели бирманские девочки-подростки освободится от старых традиций и перейти на западную одежду - джинсовые шорты, майки, футболки и мини-юбки, как тенденция изменилась, и вернулась мода на старомодные костюмы, которые отражают наши традиции и культурное наследие”.


Как у политика и законодательницы моды у Аун есть много возможностей продвигать свой стиль, хотя западные компании до сих пор проводят агрессивные рекламные компании на телевидении, в журналах и наружной рекламе, где изображаются полуголые девушки, а большинство бирманского бомонда, актрисы и певицы следуют западной моде, эксплуатируя сексуальность.
Местные дизайнеры, обсуждая стиль Су Чжи, расходятся во мнении. Hекоторые думают, что мода на ношение саронга longyi, умирает, как она практически умерла с последним поколением в Таиланде. Другие считают, что эта мода будет еще некоторое время на гребне из-за личности и влияния Су Чжи. Кроме того факта, что ее одежда красива и привлекательна, она еще и необыкновенно доступна по ценам, так как Аун пользуется недорогими х/б тканями.

А пока население Мьянмы упорно продолжает копировать любимого политика в одежде, причем даже мужчины, которые для своей одежды просто могут копировать какие-то ее цветовые сочетания.
Так что все еще не существует никаких сомнений в том, что традиционная бирманская одежда по-прежнему очень популярна и любима.


Journal information