selyanka1 (selyanka1) wrote,
selyanka1
selyanka1

Categories:

Бал у Воланда в американском посольстве

_1   5.jpg
"Мастер и Маргарита". Воланд со свитой прибывает в Москву.

Я уже несколько раз делала посты о разнообразных балах, прошлым летом у меня даже была серия постов об истории балов в России.

И я прoпyстила один очень знаменитый и специфический бал, состоявшийся 23 апреля 1935 года в личной резиденции американского посла Спасо–Хаусе в Москве. Бал, который очень тесно связан с романом Михаила Булгакова “Мастер и Маргарита”. Бал, который спустя 75 лет даже попытались повторить.

И вот об этих двух балах 1935 и 2010 года и будет этот пост.

Но начнем с начала. В 1933 году Соединенные Штаты Америки согласились признать Советский Союз в обмен на соглашение, по которому Советское правительство обязалось частично выплатить Америке долг царской России. Окончательная цифра этого долга должна была быть определена в ходе дальнейших переговоров. После восстановления дипломатических отношений на должность посла США в Москве был назначен Уильям Буллит.


_____Capture.JPG
Слева: Воланд. Иллюстрация Николая Королёва 
Справа: Уильям Буллит, первый посол США в Советском Союзе в 1933-1936 гг., послуживший, как считают некоторые исследователи творчества Булгакова, прототипом Воланда

В Москве его принимали “по высшему разряду”: на квартире Ворошилова в Кремле был дан обед, на котором присутствовали Сталин, Молотов, Ворошилов, Калинин, Литвинов, Орджоникидзе и другие официальные лица. Сталин произнес развернутый тост в честь Рузвельта, а Молотов поднял бокал “за того, кто пришел к нам не только как новый посол, но и как старый друг”.

Новому послу было нужно было где-то жить, но в Москве наблюдался острый дефицит недвижимости, поэтому выбирать то было особо и не из чего. Пригодными оказались только два здания: особняк Второва (обладателя самого большого состояния России начала XX века) и дом на Моховой улице. Дом на Моховой был отвергнут из-за того, что в эту сторону строилась новая линия метро и послу не понравились перспективы разрушения здания или тоннелей под его подвалами. Особняк Второва был выбран еще и потому, что в 1928 году в здании была установлена американская отопительная система. Из-за того, что особняк находился близ церкви Спаса на Песках, американцы ласково прозвали его Spaso House. Название прижилось, и сейчас даже в официальных бумагах он именуется: Спасо–Хаус.


2  800px-Spaso_House_Exterior.jpg
Спасо–Хаус

Буллит происходил из влиятельной семьи филадельфийских банкиров и привык к роскоши и дорогим утехам. Кроме того он был близким другом Фрэнсиса Скотта Фицджеральда, вместе с которым они устраивали во Франции вечеринки в стиле "Великий Гэтсби".

На всякий случай напоминаю, что такое вечеринка в стиле Гэтсби из  века джаза, девизами которого была "сиюминутная радость", "лихорадочный гедонизм" и "испепеляющая жажда жить — сегодня, немедленно, здесь и сейчас"

Вечеринка  из фильма "Великий Гэтсби" 1974 года


Вечеринка  из фильма "Великий Гэтсби" 2013 года

До приезда в Москву Буллит жил в Париже, где устраивались вечеринки, на которых шампанское разносил голый слуга (вспоминаем голую Геллу из "Мастера и Маргариты"). Он также побыл редактором киностудии Парамаунт, где устраивались вечеринки в подсвеченных бассейнах (слово "групповуха" висит в воздухе, но ни в каких исторических исследованиях прямо не произнесено), дружил с Зигмундом Фрейдом (состоял пациентом Фрейда и организовал его выезд из оккупированной Вены)  и написал книгу "Это не сделано" ("It's Not Done") с такими откровенными для того времени секс-посылами, что в США разразился дикий скандал, в итоге книга выдержала 24 издания и стала безусловным коммерческим успехом.

И вот такой человек прибывает в Москву 1933 года, где приемом “по высшему разряду” считается обед на квартире Ворошилова в Кремле. Все представили?

О своем пребывании в СССР Уильям Буллит пишет: "Уровень жизни в Советском Союзе чрезвычайно низок, возможно, ниже, чем в любой европейской стране, включая Балканы. Тем не менее, у жителей Советского Союза сегодня есть чувство благополучия. С 1914 года они так ужасно страдали от войны, революции, гражданской войны и голода, что иметь достаточно хлеба, чтобы есть, как сегодня, кажется почти чудом".

Напомню на всякий случай, что в 1930-е годы многие страны в мире, включая США, были охвачены массовым голодом, в частности в СССР голод случился в 1932-1933 годах (и это был не Голодомор, а голод на Урале, в Поволжье, Западной Сибири, на Кавказе и т.д. и т.п.)

На фоне ситуации "иметь достаточно хлеба, чтобы есть, как сегодня, кажется почти чудом" в стране, куда век джаза так никогда и не добрался, Уильям Буллит обнаруживает, что жизнь  иностранных дипломатов - ужасная скука.   Ни вечеринок в бассейне, ни фонтанов с шампанским, ни голых слуг. Как жЫть?

И он решает, что в узком кругу местных избранных  жизнь необходимо поднять до приемлемых лично для него стандартов.  А заодно таким вот феерическим образом  и решить проблему позиционирования себя и своей страны в московских дипломатических кругах как "я тут первый парень на деревне", ну как это Великий Гэтсби делал, все по одной методичке. Не  знаю, нужно ли упоминать такие вещи как коррупция, подкуп, шантаж на голых девочках и вербовка местной элиты, но вдруг кто-то не понимает.

Перед сотрудниками посольства ставится задача начать организовывать балы и приемы и "превзойти все, что видела Москва до или после pеволюции".

Это было не так уж и легко на самом деле. В разрушенной войнами и революциями стране, во время массового голода и повального дефицита  сотрудникам американского посольства пришлось слегка встать на уши, пытаясь организовать все “по высшему разряду”, как это принято в лучших домах Европы и США. И многие вещи, те же цветы, просто выписывались из-за границы, так как в СССР их не было. Стоило это астрономических по тем временам сумм, которые Буллит, будучи очень богатым человеком, часто оплачивал из собственного кармана.

Одним из людей, которым поручили заниматься деталями балов и приемов, был личный секретарь посла Чарльз Тейер, который в 1951 ходу опубликовал своего рода мемуары o работе в СССР под названием "Медведи в икре"

___Capture.JPG
Чарльз Тейер и его книга

И вот поручения стали исполняться и первым  в конце 1934 года был организован рождественский прием, причем первый блин получился слегка комом

Чарльз У. Тейер красочно описал это празднование  в книге "Медведи в икре", Тогда посол Буллит преподнёс гостям невероятный сюрприз: погасли верхние огни, и все увидели трёх больших чёрных морских львов, которые ползли в зал приёмов из ванной. Один держал на носу маленькую рождественскую ёлочку, умело балансируя ею, другой — поднос с бокалами, третий — бутылку шампанского. Потом они перебрасывались мячами, играли на гармониках. Все были в восторге, и только Тeйер заметил, к своему ужасу, что дрессировщик из Московского цирка, перебравший спиртного, внезапно "отключился". Ластоногие "артисты" мгновенно почуяли свободу и устроили форменный дебош.

Следующим событием стал "Весенний Фестиваль", тот самый знаменитый бал, состоявшийся 23 апреля 1935 года, где присутствовали все ведущие общественные и политические фигуры Советского Союза: нарком иностранных дел Литвинов, нарком обороны Ворошилов, председатель ЦК партии Каганович, писатель и член редколлегии “Известий” Радек, маршалы Егоров, Тухачевский и Буденный. Театральная богема - Мейерхольд, Таиров, Немирович-Данченко. Всего гостей было 500 человек.

"Весенний фестиваль" проходил в стиле a la Russe. В зале приемов вырос лес из 10 березок, — их выкопали заранее и временно поместили в одну из ванных комнат Спасо–Хауса. "Мы достали тысячу тюльпанов в Хельсинки, заставили до времени распуститься множество березок и устроили в одном конце столовой подобие колхоза с крестьянами, играющими на аккордеоне, танцовщиками и всяческими детскими развлечениями— птицами, козлятами и парой маленьких медвежат", - писал посол Франклину Рузвельту.

Пригласили на бал и Михаила Булгакова, с которым Буллит познакомился в театре во время просмотра пьесы "Дни Турбиных"

И именно этот бал он описал в 23–й главе романа “Мастер и Маргарита”, известной под названием "Великий Бал у Сатаны".

_1 resized  94PjJ4gh7_g.jpg

Елена Сергеевна Булгакова оставила запись в дневнике: "Однажды мы получили приглашение. На визитной карточке Буллита чернилами было приписано: “фрак или чёрный пиджак”. Миша мучился, что эта приписка только для него. И я очень старалась за короткое время “создать” фрак. Однако портной не смог найти нужный чёрный шёлк для отделки, и пришлось идти в костюме. Приём был роскошный, особенно запомнился огромный зал, в котором был бассейн и масса экзотических цветов".

История с фраком получила отражение на страницах "Мастера и Маргариты": "Да, — говорила горничная в телефон... — Да, будет рад вас видеть. Да, гости... Фрак или чёрный пиджак".

Из романа:

Маргарита увидела себя в тропическом лесу. Красногрудые зеленохвостые попугаи цеплялись за лианы, перескакивали по ним и оглушительно кричали: «Я восхищен!» Но лес быстро кончился, и его банная духота тотчас сменилась прохладою бального зала с колоннами из какого-то желтоватого искрящегося камня. Этот зал, так же как и лес, был совершенно пуст, и лишь у колонн неподвижно стояли обнаженные негры в серебряных повязках на головах.

Для "Весеннего фестиваля" в Спасо-Хаус из Московского зоопарка привезли несколько горных коз, десяток белых петухов и медвежонка. Для полноты ощущений рабочие соорудили в зале приемов искусственный лес из 10 березок. И, наконец, был сооружен вольер для фазанов, маленьких попугайчиков и сотни зябликов, также позаимствованных у зоопарка.

Capyyture.JPG
Большой зал Спасо-Хауса для приемов. При определенном освещении колонны вполне могут искриться.


Невысокая стена белых тюльпанов выросла перед Маргаритой, а за нею она увидела бесчисленные огни в колпачках…

Обеденный стол на весеннем приеме был украшен тюльпанами и листьями цикория, зеленеющими на влажном войлоке, что, по замыслу авторов композиции, должно было имитировать лужайку. Жена Булгакова также вспоминала о "массе тюльпанов, роз - из Голландии".

Capgyture.JPG
Банкетный зал Спасо-Хауса

Оркестр человек в полтораста играл полонез. …
- … Здесь только мировые знаменитости.
— Кто дирижер? — отлетая, спросила Маргарита.
— Иоганн Штраус …


В Москву специально для этого бала на гастроли был выписан оркестр из Праги.

В следующем зале не было колонн, вместо них стояли стены красных, розовых, молочно-белых роз с одной стороны, а с другой — стена японских махровых камелий. Между этими стенами уже били, шипя, фонтаны, и шампанское вскипало пузырями в трех бассейнах, из которых был первый — прозрачно-фиолетовый, второй — рубиновый, третий — хрустальный. Возле них метались негры в алых повязках, серебряными черпаками наполняя из бассейнов плоские чаши.

В центре большого зала под люстрой во время приема был установлен фонтан с шампанским. А вот как вспоминает Е.С. Шиловская: "В верхнем этаже - шашлычная. Красные розы, красное французское вино. Внизу - всюду шампанское, сигареты".

image10.jpg
Люстра, под которой стоял фонтан с шампанским. За люстрой на втором этаже балкончик для оркестра


Маргарита была в высоте, и из-под ног ее вниз уходила грандиозная лестница, крытая ковром.

Лестницы в Спасо-Хаусе две: одна поднимается от вестибюля на уровень главного зала, а другая - от главного зала наверх в жилые помещения (она называется главной лестницей). Причем эти лестницы располагаются "друг за другом", так что стоя на вершине второй ты можешь видеть начало первой.

___6Capture.JPG

Для приглашенной в гости на прием советской элиты этот роскошный бал приобрел позже действительно адский смысл.



В 1936 году, 16 мая, Буллит был отозван в США президентом Рузвельтом и затем назначен послом во Франции, где проработал до нацистской оккупации в 1940 году (символический смысл данного совпадения мы тут рассматривать не будем, у французов вроде бы нет никаких ассоциаций между Буллитом и Сатаной в любом его виде).

Осенью 1936 года был арестован Карл Радек.
В 1937 году прошла серия арестов высшего командного состава Красной Армии во главе с Тухачевским.
Зимой 1938 года были арестованы Николай Бухарин и с ним еще 20 человек.

В то время, когда Михаил Булгаков переписывал сцену бала, он был, вероятно, одним из немногих уцелевших участников того приема, который американцы искренне считали "лучшим в Москве после pеволюции". И самым дорогим дипломатическим приемом в истории США,

И, вспоминая, как на балу Булгакова королева была в восхищении, можно не упоминать слова "коррупция, подкуп, шантаж на голых девочках и вербовка местной элиты".  Королева в восхищении! Мы в восхищении!

И вот прошло 75 лет.

В 2008—2011 годах послом США в России работал Джон Байерли.  Именно на период его работы в Москве пришелся  жуткий мировой экономический кризис, последовавший за лопнувшим ипотечным пузырем и нехило тряхнувший абсолютно все страны, включая Россию, хотя конечно с голодом 1930-х и рядом не стояло. В цивилизованные времена живем, голодом у многих считается отсутствие хамона и пармезана.

И осенью 2010 года Джон Байерли устраивает вдруг в  Спасо Хаусе “Феерический бал", чтобы отпраздновать 75-летнюю годовщину "Весеннего фестиваля",  на котором был Михаил Булгаков, "который, согласно нескольким исследователям его творчества, вскоре увековечил этот праздник в своем знаменитом романе “Мастер и Маргарита”, передав его атмосферу в сцене “весеннего бала полнолуния. И вот, мы решили дать новый бал, чтобы отметить годовщину того исторического события, которое стало одним из примеров взаимного влияния русской и американской культур." (из пресс-релиза)

Этот бал был задуман как некое "повторение" бала 1935 года, но уже в современных реалиях.

Весенний бал Буллита 1935 года обошелся  по тем временам в астрономическую сумму 7 тысяч долларов, с учетом инфляции согласно калькулятору сейчас в 2019 году это стоило бы больше 130 тысяч долларов. Оплатил это расходы Буллит из собственных средств.

В 2010 году бал оплачивался из бюджета, а не личных средства посла США. Стоимость бала я не знаю.


_00 Capture.JPG

Согласно опубликованным фотографиям и видео на ютьюбе Enchanted Ball. Бал из "Мастера и Маргариты" по-американски животные на балу 2010  были на самом деле переодетыми в костюмы аниматорами, висящие под потолком птицы были сделаны из папье-маше, кот присутствовал в качестве проекции на потолке, а стол с явствами не то что тюльпанами не украшен (ладно, осень - не сезон), но и вообще никаких цветов не видно.

Приглашен был местный джаз-оркестр, музыкантов из-за границы не выписывали.

Mало того, что не все приглашенные гости пришли в черном фраке или костюме, там еще и на прием пригласили реконструкторов, которые изображали военную элиту 1930-х. Современная российская военная элита в американское посольство не ходит, впрочем, чиновничья тоже не особо, там в основном тусуется богема, а богеме на балу реконструкторами не трудно поработать

_____ghfdCapture.JPG
Еще на видео видно, что гостям показывают фокусы и приколы с деньгами и картами.

Вот, правда, до такого не дошло, а очень жаль, было бы интересно.



Вскоре после организации данного бала Джон Байерли был из Москвы отозван, прямо как Уильям Буллит в свое время.

А на следующий год случились гонения на Болотной и прочие репрессии, по поводу которых до сих пор возмущается вся "демократическая общественность планеты".

Вот так то!

Говорят, что "история повторяется дважды: первый раз в виде трагедии, второй — в виде фарса" (по-моему, Гегель)

В этом случае попало просто в точку.


Tags: Россия, США, геополитика, дипломатический этикет
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo selyanka1 may 23, 2017 19:24
Buy for 30 tokens
30 жетонов Не размещаются материалы с экстремистскими и антизаконными призывами, с порнографией, с матами, с оскорблениями selyanka1 или ее друзей
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 44 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →