selyanka1 (selyanka1) wrote,
selyanka1
selyanka1

Categories:

Два платья «Соляриса» (1972) Андрея Тарковского

_900 x 600 x.jpg

«Во что одета Рея (героиня «Соляриса» Содерберга), я вообще не помню. А наше платье вы запомните навсегда«, — сказала в одном интервью Наталья Бондарчук, исполнительница роли Хари в фильме Андрея Тарковского «Солярис» (1972).

В фильме Стивена Содерберга «Солярис» (2002) Наташа МакЭлхоун играет Рею на станции в темно-бордовом облегающем платье миди без рукавов, затем в темно-синем костюме, художник по костюмам — Милена Канонеро. С учетом плохого освещения на станции и постоянных крупных планов, одежде Реи не придается никакого значения.

В отличие от одежды Реи в «Солярисe» Андрея Тарковского.

1  Soljaris 1.jpg

Это действительно запоминающееся длинное графичное платье теплых оттенков придумал Михаил Ромадин, главный художник. Нэлли Фомина, художник по костюмам, подобрала для пошива ткани по цвету и по фактуре, добавив куски замши, среди которых была и техническая замша для протирания оптики, из такой же были сшиты и светло-бежевые брюки Криса Кельвина (Донатас Банионис). Кожа в 1970-ые вообще была модным материалом, из кожи сшиты и синий пиджак и черная куртка Криса, коричневый пиджак Снаута (Юри Ярвет).

2 Soljaris 2.jpg

В сценарии был диалог, делающий акцент именно на платье (этот момент взят из книги, но С.Лем одевает Хари в белое платье) :
«— Где твои вещи? — только чтобы что-нибудь спросить, сказал он чужим голосом.
— Вещи?
— У тебя что… только это платье?».

В фильме же Хари, впервые появившись перед Крисом, берет свой портрет, где она в этом же платье и вязаной накидке, и с ним подходит к зеркалу. Такой, как на портрете, ее и запомнил Крис. Из глубин его подсознания Солярис и берет «материал», воссоздав до мелочей покончившую самоубийством жену Криса.

3 [2017.04.21_08.35.36].jpg
4 4.21_08.35.58].jpg
5 Soljaris.1972.x264.BDRip.1080p.mkv_snapshot_01.16.13_[2017.04.21_08.36.52].jpg

Дубль платья Хари был сшит заранее для сцены, когда Крис пытается расстегнуть застежку, но вдруг видит, что ее нет (это также момент из книги):

6 1_08.39.16].jpg

«В платье ты не сможешь надеть комбинезон, сними, — сказал он, роясь в шкафу. Она стала стягивать с себя платье.
Но тут выяснилась поразительная вещь: платье нельзя было снять, у него не было никакой застёжки.
Кельвин взял скальпель и разрезал ворот».

7 .18.49_[2017.04.21_08.40.42].jpg

Что любопытно, Хари-2 уже сама разрезает свое платье, в последующих сценах, когда Хари будет поворачиваться спиной к камере, этого разреза не будет видно.

8 [2017.04.22_13.01.25].jpg

«Чтобы актриса могла надеть платье, плечевой шов не зашивался, а когда платье было надето, я зашивала его потайным швом. Андрей с интересом наблюдал, как это получается. Ромадин не предоставил эскиза платья сзади. Я решила, что вместо застёжки надо сделать шнуровку, такую же, как и на боку, чтобы акцентировать на ней внимание. Этот дубль платья сделан из так называемого «хлопчатобумажного пионер-сукна», которое выглядит достоверно, от оригинала его по цвету и фактуре не отличишь, — вспоминает Нэлли Фомина в книге «Костюмы к фильмам Андрея Тарковского».

В сценарии есть ещё одна важная деталь: «Он наклонился и приподнял короткий рукав её платья. Над похожей на цветок меткой от прививки оспы краснел след укола». Андрей утвердил платье с длинным рукавом, поэтому пришлось сделать разрез, чтобы след от укола всё-таки был виден. Порвать рукав платья Тарковский решил самостоятельно. С довольным видом, как ребёнок, взяв ножницы, он сделал надрез, потом указал гримёру, где именно надо имитировать след от укола. Всегда с интересом наблюдала, как Тарковский стремился всё сделать сам».

Эскиз вязаной накидки Хари также сделал Ромадин, а Нэлли Фомина подобрала нитки — некрученую пряжу-сырец. Пушистая пряжа отлично сочетается по фактуре с шероховатой поверхностью замши платья и его бежево-коричневой расцветкой, и в целом наряд героини создает ощущение уюта и домашнего тепла.

-L-s9t3dd.jpeg


-L-KvqbFO.jpeg


Ансамбль Хари поразительно вписывается в интерьер библиотеки, оформленной в классическом стиле, с деревянной мебелью, рамами картин, подсвечниками, люстрой и зелеными стенами. Все это такое «земное», и Хари на этом фоне тоже кажется принадлежащей Земле, а не космосу, Солярису. В другом эпизоде мы видим кадры видео, где жена Криса рядом с его отчим домом — опять же ее ансамбль замечательно гармонирует с пейзажем. И насколько же чужой Хари кажется в стерильно-белых хай-тек интерьерах космической станции.

10 04.21_08.52.28].jpg

11 17.04.21_08.52.57].jpg
12  4.03_[2017.04.21_08.55.48].jpg
13  2.08.58_[2017.04.21_08.59.16].jpg
14  2017.04.21_09.01.19].jpg
15  romadin23 (2).jpg
Эскиз Михаила Ромадина к «Солярису»


16 .41.51_[2017.04.21_22.44.20].jpg

17 17.04.21_08.41.58].jpg

18 17.04.21_08.42.35].jpg

В одной из сцен («Зеркальная комната»), не вошедших полностью в фильм, Кельвин находится в болезненном состоянии, и в его комнате вдруг появляются и жена и мать (Ольга Барнет). Они стоят к нему спиной, у них одинаковые прически, сорочки и вязаные накидки.

19 421_0001.jpg
Из книги Нэлли Фоминой «Костюмы к фильмам Андрея Тарковского»

Впрочем, и другое платье матери Криса, связанное крючком и состоящее из отдельных элементов, силуэтом близко замшевому платью Хари, тоже сшитому из кусочков. В сценарии о её костюме сказано: «Она была в своей обычной юбке и кофте, но босая. Голова её была повязана чистым платком. В руках она держала узелок». Как рассказывает в своей книге Нэлли Фомина, первый эскиз платья матери, выполненный Михаилом Ромадиным, сделан точно по этому описанию. Но Тарковский попросил подумать о другом варианте:

«Неоднократно я подходила к Андрею Арсеньевичу с вопросом, какой именно нужен образ, в каком костюме эта героиня может появиться в картине. Но он всё время уходил от ответа: «Отстань от меня. Сделай так, чтобы мне понравилось». Я предложила один вариант длинного платья, Андрей его не утвердил. Потом я показала ему другой эскиз, объяснила, что это будет вязаное платье. Этот вариант Тарковскому понравился. Чтобы принять окончательное решение, он всегда хотел видеть уже готовый костюм. (…) Во время подготовки к съёмкам объекта «Библиотека» мы с Ольгой Барнет, одетой в новое вязаное платье, появились для его утверждения. Тарковский увидел и без паузы сказал: «Ну, вот. Тo, что надо».

20 0_0001.jpg
Эскиз Нэлли Фоминой. Из книги Нэлли Фоминой «Костюмы к фильмам Андрея Тарковского»
21 1.40.14_[2017.04.21_08.47.30].jpg

22 17.04.21_08.50.17].jpg23 4.21_08.49.29].jpg24 017.04.21_09.07.10].jpg

-L-l1fTjW.jpeg

По словам Нэлли Фоминой, ее решение с длинным платьем для матери Криса — необычное, так как в в начале семидесятых все ходили в мини. Но Тарковский любил именно такие: «Андрей Арсеньевич находился в простое, долго не работал. Как-то, перед 1972 годом, Лариса, жена Тарковского, предложила встречать Новый год у них дома в длинных платьях, чтобы порадовать Андрея: «А то такая тоска…». Она надела платье, которое ей сшила мама, а я пришла в платье, сшитом мной из сатина-либерти. Когда мы вышли к новогоднему столу, Андрей обрадовался, благодарил за атмосферу праздника: «Ну, и порадовали вы меня, девчонки!», — вспоминает Нэлли Фомина в своей книге.

Что любопытно, по словам Михаила Ромадина, ни он, ни Тарковский не любили научную фантастику и ее эстетика, воплощенная «Космической одиссеей» Стенли Кубрика, им была чужда. «Я предложил обмануть всех – спроектировать космическую станцию, основной объект фильма, ни как «летающую тарелку», кружащую над планетой Солярис, но как московскую квартиру с прямоугольными комнатами, с книжными шкафами, окнами с форточками, а за окнами – сосульки. Из этой идеи могла родиться комедия на тему Солярис. И эта идея привела в восторг Отара Иоселиани. Но целиком она не была принята. Некоторые отголоски ее остались в фильме – библиотека – полоски бумаги за иллюминатором, шуршание искусственного ветра, как листва деревьев», — рассказывает Ромадин. Она также нашла отражение в «костюмной» части, поскольку даже на станции ее сотрудники ходят в «земной» одежде, а не в какой-либо космической спецодежде, как часто бывает в научной фантастике.

«Почему-то во всех научно-фантастических фильмах, которые мне приходилось видеть, авторы заставляют зрителя рассматривать детали материальной структуры будущего, — говорил в интервью Андрей Тарковский. — Более того, иногда они (как С. Кубрик) называют свои фильмы предвидениями. Невероятно! Я уже не говорю, что для специалистов «2001 год: Космическая одиссея» во многих пунктах — липа. Для произведения искусства липа должна быть исключена. Мне бы хотелось так снять «Солярис», чтобы у зрителя не возникало ощущения экзотики. Конечно, экзотики технической. Например, если снять посадку пассажиров в трамвай, о котором мы, допустим, ничего не знаем и никогда его не видели, то получится то, что мы видим у Кубрика в эпизоде прилунения космического корабля. Если снять то же прилунение, как трамвайную остановку в современном фильме, то все станет на свои места. То есть психологически создать для персонажей не экзотическую, а реальную, привычную среду, которая через восприятие ее героями фильма будет внушена зрителю. Поэтому подробное «разглядывание» технологических процессов будущего превращает эмоциональный фундамент фильма как художественного явления в мертвую схему, претендующую на правду, чего нет и не может быть».


Оба платья сейчас можно увидеть в музее Мосфильма.

25 150624.jpg

Отсюда


Tags: Россия, костюм, шоу-бизнес
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo selyanka1 may 23, 2017 19:24
Buy for 30 tokens
30 жетонов Не размещаются материалы с экстремистскими и антизаконными призывами, с порнографией, с матами, с оскорблениями selyanka1 или ее друзей
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments