selyanka1 (selyanka1) wrote,
selyanka1
selyanka1

Categories:

Какой национальности была Бэла? / «Герой нашего времени» (1966)

_900 x 600  er.jpg\\

В экранизации «Героя нашего времени» (1966) Станислава Ростоцкого красавицу Бэлу («высокая, тоненькая, глаза черные, как у горной серны, так и заглядывали к вам в душу») сыграла молдованка Сильвия Берова.

Художником по костюмам фильма была легендарная Эльза Рапопорт (она же работала над Княжной «Мери» 1955 г. Исидора Анненского), ее ассистентом — Эмма Малая, сейчас старший научный сотрудник Музея кино.

1 Гер.jpg

2 7.5.jpg

Сначала им нужно было определиться с реальной национальностью героини, ведь во времена Лермонтова «черкесами» называли всех горцев Северного Кавказа. От этого зависел не только костюм, но и музыка, декорации, танцы, обряды.

4 Capture.JPG
Эскиз Эльзы Рапопорт


5 Capture.JPG
Эскиз Эльзы Рапопорт

В одном из интервью Эмма Рафаиловна рассказывает о подготовительной работе над фильмом, которая заняла год: «Я обратилась в Институт этнографии в Москве, а также в Этнографический музей в Ленинграде и в Музей в Нальчике (Кабардино-Балкарской АССР). Была проделана колоссальная предварительная работа. По каким-то указаниям в тексте, вроде слияния рек, окрестного пейзажа, описания дома или свадьбы, специалисты-этнографы определили, что Бэла была кабардинка и действие на самом деле происходило в Кабарде. И затем нужно было скрупулезно изучить все, что относится к этой части. Мы привлекли и специалиста по Лермонтову, и специалиста-этнографа. Я объезжала всю Кабардино-Балкарию, покупала подлинники, по которым потом можно было воспроизвести головные уборы, платья, крой, орнамент вышивок».

5 [2017.08.23_23.41.58].jpg

Кабардинский национальный костюм состоял из нескольких слоев: нательной прямой длинной рубахи, шаровар, короткий кожаный кафтанчик с массивными серебряными застежками на груди, верхнее платья, богато декорированное галунами и золотым шитьем. В торжественных случаях к рукавам платья прикрепляли подвески в виде широких и длинных лопастей. Головной убор девушки до замужества и рождения первого ребенка — «золотая шапочка» — покрывался платком и большой шалью. На торжества и свадьбы также надевали обувь в виде высоких скамеечек, сделанных по форме ступни и обтянутых бархатом с серебряными украшениями. Все эти элементы костюма можно увидеть в фильме.

6 Г7.05].jpg

7 Герой нашего [2017.08.23_23.17.58].jpg

8 2_[2017.08.23_23.46.43].jpg
9 _[2017.08.23_23.51.18].jpg

10 017.08.23_23.55.55].jpg11 7.08.23_23.57.32].jpg12  12.17_[2017.08.23_23.58.00].jpg

13 _[2017.08.24_14.44.22].jpg

14  .46_[2017.08.24_14.06.54].jpg

Один из сохранивщихся костюмов фильма был представлен на выставке «Исторический костюм в кино. К 100-летию киностудии им. Горького». Он был сшит из жаккардового полотна, туали, репса и декорирован аппликацией из парчи, машинной вышивкой люрексом, «кавказским» серебряным позументом, оригинальными нагрудными застежками начала 20 века. В похожих ходят и другие героини фильма. Основная цветовая гамма костюмов Бэлы и других женщин в Кабарде — темно-красная, бордовая, черная и белая.

15  DSCN2358.jpg
Фото с выставки «Исторический костюм в кино. К 100-летию киностудии им. Горького», Фото CineModa, ноябрь 2015.


16  DSCN2359.jpg


17  bela.jpg
Это белое платье Бэлы хранится в Музее кино. Фото «Большой город»

Сами платья отшивались в мастерских Ленинградского театра оперы и балета по разрешению Фурцевой. Позже несколько костюмов из фильма даже забрал Институт этнографии.

Эльза Рапопорт,как вспоминает Эмма Малая, «приходила на примерку, конечно же, хорошо зная и чувствуя, какой должен быть силуэт, как выбрать более пластичную, подчеркивающую фигуру ткань, а где скрыть неидеальные пропорции. И на съемках она уже почти не бывала. Меня, молодую девушку 22–23 лет, со ста ящиками костюмов и двумя пожилыми костюмершами, она отправила на Кавказ, где проходили съемки. Ее костюмы были настолько продуманы, что обычно в процессе ничего изменять не приходилось».

18  08.24_09.20.23].jpg

19  17.08.23_23.17.38].jpg

Сильвию Берову отпустили на съемки с первого курса театрального училища им. Щукина. «Ростоцкому нужна была молодая актриса, умеющая петь, танцевать, с национальным колоритом восточной девушки, — рассказывает она в интервью. — Мои фотографии к нему попали, когда он уже работал в Тбилиси с десятиклассницей из Грузии. Но после того как он получил мои фото, отказался от предыдущей Бэлы и утвердил меня по фотопробам. Хотя окончательно на роль я была утверждена уже после кинопроб с Володей Ивашовым. В «Бэле» я говорила на русском, а вот пела на кабардинском. Очень сложный язык с гортанными звуками. Я до сих пор помню слова этих песен».

Отсюда




Tags: Россия, костюм, шоу-бизнес
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo selyanka1 август 23, 2017 19:24
Buy for 30 tokens
30 жетонов Не размещаются материалы с экстремистскими и антизаконными призывами, с порнографией, с матами, с оскорблениями selyanka1 или ее друзей
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 21 comments

Кабардино-черкесский язык вместе с адыгейским, убыхским, абхазским и абазинским относится к абхазо-адыгской семье языков.

Однако герои повести Лермонтова говорят на языке тюркской группы (Карагёз, яман, якши и пр.). Из народов Северного Кавказа к тюркской языковой группе относятся карачаевцы, балкарцы (карачаево — балкарский язык) и кумыки. Вероятнее всего, герои повести "Бэла" — балкарцы, а не их соседи- кабардинцы. Да и национальные костюмы кабардинок и балкарок очень схожи.

Recent Posts from This Journal