selyanka1 (selyanka1) wrote,
selyanka1
selyanka1

Categories:

Нью лук, ковбойка и халат / «Покровские ворота» (1982)

_900 x 600 al.jpg

«Покровские ворота» — ностальгический взгляд на 1950-ые из 1980-х, когда женщины были красивы, а юноши были смелы.

Немного истории

Пьеса «Покровские ворота» была написана Леонидом Зориным в 1974 году. Действие в ней происходит в 1956-57 гг. В основу пьесы легли воспоминания автора о своей жизни в коммунальной квартире в Москве, куда он в 1947 году приехал из Баку. В 1975 году пьесу поставил в Театре на Малой Бронной Михаил Козаков, и он же решил ее экранизировать.

Из документальных фильмов о картине и интервью режиссера можно узнать, что путь «Покровских ворот» к зрителю был тернист. Козакова буквально вынудили сыграть Феликса Дзержинского в трех фильмах, а затем Софья Пилявская обращалась к С.Г. Лапину, председателю Гостелерадио. Режиссеру навязывали известных актеров, которых он считал неподходящими для фильма (Андрей Миронов, Наталья Гундарева, Евгений Лазарев). Затем возникли проблемы с исполнителем роли Костика, так как Зорин «забраковывал» все кандидатуры, и Олега Меньшикова нашли буквально в последний момент, да еще и пришлось «отбивать» его у другого режиссера — Юлия Райзмана. Незадолго до премьеры в Доме кино умерла жена Зорина (которая была прототипом Риты, невесты Костика, Валентина Воилкова была даже похожа на нее внешне) и он смотрел эту комедию со слезами на глазах. Елена Коренева в сентябре 1982 года вышла замуж за американца и уехала из СССР, и фильм убрали на полку. Достали уже в феврале 1983-го, чтобы показать один раз по телевидению (Андропов потребовал больше комедий), и по распоряжению все того же Лапина снова убрали. Показали с купюрами один раз при Горбачеве, и только после распада СССР фильм дошел до зрителя. Фразы из картины (пьесы) немедленно ушли в народ, и уже даже не осознаются многими, как цитаты. Фильм и сейчас будоражит сознание зрителя: хороший ли человек Костик, не станет ли юная Маргарита такой, как Хоботова, какой будет жизнь Хоботова и Людочки?

1   26084917.jpg
Эскиз Людмилы Кусаковой к фильму


Художник Людмила Кусакова создала запоминающийся интерьер коммунальной квартиры, а Алина Будникова — костюмы ее обитателей и гостей. Можно найти некоторые огрехи и анахронизмы (у телефона лежит Список абонентов 68 года, а по улице гуляет мальчик с олимпийским мишкой на рукаве), но на ностальгическом обаянии «Покровских ворот» они никак не сказываются. Алина Будникова как будто специально одела большинство своих героинь подчеркнуто модно и нарядно, так словно они сошли со страниц модных журналов, так, как мужчины в 70-80-ые вспоминали бы своих еще юных подруг.

Советский new look

Конечно, без диоровского нью лука нельзя было обойтись. Юные героини (Людочка — Елена Коренева, Рита — Валентина Воилкова, Светлана — Татьяна Догилева) одеты созвучно этой моде: затянутые талии, пышные удлиненные юбки, рукава-фонарики, бантики, аккуратные прически и шляпки, беретки, тончайшие шарфики, летние перчатки, маленькие сумочки. Легкомысленно, непрактично, соблазнительно. Основные принты: динамичная клетка и женственный горошек, совсем немного цветочных и геометрических принтов.

2   4939418.jpg
Журнал мод, 1957 год, Людочка- Елена Коренева, «Покровские ворота»


3   24939420.jpg
Журнал мод, 1957 г. Светлана — Татьяна Догилева

4  24940449.jpg
Эпизодическая красавица, одетая по моде 50-х.

5  24939433.jpg

6   24940401.jpg
Этот момент интересен двумя деталями. На Людочку — Елену Кореневу забыли надеть ее голубую жилетку, в которой она была в квартире Хоботова. А кроме того, здесь хорошо видны нижние юбки, которыми в 50-ые добавляли пышности.

7  24939419.jpg
Журнал мод, 1957 г.

Красный плащ с пелериной (с подкладкой в зеленую клетку — совсем не банальное сочетание) и красный берет — Людочка просто Красная Шапочка, пришедшая на растерзание Серому Волку — Маргарите Павловне.
8   24939434.jpg

9   24939435.jpg

10   24939413.jpg
Аналогичная пелерина. Фото из фоторепортажа Анри Картье-Брессона из СССР в журнале Life за 17 января 1955 г.

11   24939429.jpg
Маленькая, но запоминающаяся роль Марины Дюжевой в роли Анны Адамовны. Ах, этот шарфик, шляпка, перчатки. Козаков описал актрисе ее героиню как «бл.. по-монастырски», но получилось совсем не пошло.
«Я вся такая внезапная, такая противоречивая вся».

12  24939431.jpg

Некоторые образы, кстати, вызывают ассоциации с героинями фильмов 1950-х гг.

13  24939421.jpgСветлана — Людмила Крылова «Сверстницы» (1959), то же Светлана — Татьяна Догилева и Людочка — Елена Коренева

Многие зрители считают, что юная Рита превратится со временем в Хоботову (а Костик хочет на ней жениться по расчету). Возможно, так виделось Козакову. Неслучайно он переименовал героиню, в пьесе она Алевтина. Но при этом, Рита созвучнее с именем жены Зорина — Генриеттой. В пьесе сходство с Хоботовой подчеркивается: «чуть презрительными глазами», «суровая» , тем что она называет Костика «мальчишка». Вообще немного странно, конечно, что героиня с таким характером и родителями (которые живут на Ордынке в пьесе, а в фильме в высотке на Котельнической набережной) имеет незаконченное высшее образование и работает в ЗАГСе. С другой стороны, этот образ мог быть отчасти автобиографичным и не нести сходства с Хоботовой: «Мне повезло — обе мои жены не позволяли себе восторгов по поводу того, что я писал. Они не „писательские“ жены. Климат обсуждения всегда был и есть жесткий, даже жестокий, чрезвычайно требовательный. Мне всегда доставалось. Они считали, что я пишу хуже, чем мог бы. Это дисциплинировало меня» (интервью писателя). Маргарита — Валентина Воилкова с ее полными губами, челкой, кажется миксом 1950-х и 1980-х, в этом плане Людочка — Елена Коренева ближе к типажу 1950-х.

14  24939436.jpg
Может быть, мы пристрастны, но эти ремни с круглыми пряжками — типичная деталь 1980-х. И если убрать перчатки, то образ актуален и для времени съемок фильма.

Маргарита Павловна (Инна Ульянова), как солидная женщина в возрасте, ей, видимо, 40-40 с небольшим (о как сместились возрастные рамки к настоящему времени!) — предпочитает более консервативный образ и в одежде и в прическе, но тоже не лишена кокетства. Обратите внимание на ее кокетливые бантики на блузках, на пышные рукава блузок, на то, как затянута талия и облегает юбка. Властный характер Хоботовой как будто еще более подчеркивается этими слащавыми бантиками и розочками (особенно блуза с цветами и тремя бантиками в стиле рококо). В финале у нее и горошек и брошь-розочка и нежно-розовые серьги и кокетливый берет, — казалось бы, счастливая женщина, въехавшая с мужем в отдельное жилье, ан нет, не дает покоя бывший муж.

15   24939426.jpg

16  24939428.jpg
Инна Ульянова снялась в «Карновальной ночи» в массовке, а свою по-настоящему звездную роль сыграла спустя 25 лет

17   24939432.jpg
Безотносительно роли сам образ невесты, на наш взгляд, у художника получился великолепный: стильный, элегантный и льстит фигуре актрисы.
18   24939438.jpg

Костик на вопрос Хоботова, что нужно бывшей жене говорит: «Вас. Вы ей нужны. Вы должны быть рядом. Это у нее — в подсознании. Поймите, именно так выражается ее потребность в мировой гармонии». (Тут, конечно, нельзя не упомянуть про политическое прочтение фильма, как метания партии между интеллигенцией и рабочим классом)

19   24939417.jpg
Марго тоже модница. Журнал мод, 1955, №4, Инна Ульянова, «Покровские ворота»

Случайно или нет, но костюмы соперниц часто как будто перекликаются.

20   4939415.jpg
Клетка, бантик, пышный рукав и белый верх (кардиган и халат).

21   4939437.jpg


22   4940082.jpg

23   4939416.jpg
Вновь напрашивается сравнение с фильмами 1950-х.  Аналогичный силуэт, но более элегантный и лишенный нелепого кокетства образ у Лилии Максимовой в роли жены Рощина в фильме «Разные судьбы» (1956).

Советские «ковбои»


Вряд ли Костика можно на 100% назвать стилягой, но в чем-то он им близок. Вспомните хотя бы сцену с танцами под запрещенный рок-н-ролл Rock around the clock на чьей-то квартире. А его клетчатая рубашка — «ковбойка»? В 50-е клетчатые мужские рубашки как раз стали популярны, но американские «ковбойки» первыми оценили именно стиляги.

24   939425.jpg

«Как громкий непристойный крик в храме, прозвучало в эпоху Хрущева появление в продаже „ковбоек“, так называли рубашки, где впервые на ткани появились клетки. Не яркие, пока еще очень блеклых сдержанных расцветок, но уже не в обязательную полоску или вовсе однотонные. Такие рубашки нарасхват, но завезли их в СССР очень мало. Если учесть, что тогда большую часть одежды не покупали в магазинах, а шили в „индпошиве“, так раньше назывались ателье по пошиву одежды, то большинство стали заказывать рубашки в этих пошивочных мастерских. Мне сшила мама, ярко‑красную с оранжевым, и, когда я шел по улице, на меня оглядывались с испугом, словно на марсианина или выходца из ада».
Юрий Никитин «Мне — 65»

«Тогда ткань в клетку называлась шотландкой. И обязательно нужно было иметь у себя в гардеробе рубашку из нее — с коротким рукавом или с длинным. Потом, через несколько лет, когда мы уже давно не носили такие рубашки, огромная масса людей стали их носить, и промышленность наладила их выпуск».
Владимир Козлов «Стиляги. Молодые, смелые, свободные»

Кстати, Рубашку Ромина можно увидеть в фильме «Любовь и голуби» (1984, режиссер Владимир Меньшов, художник по костюмам Наталья Монева) на Лёне (Игорь Лях). Эту деталь заметил художник по костюмам Дмитрий Андреев.

25   4940080.jpg
«Любовь и голуби» (1984, режиссер Владимир Меньшов, художник по костюмам Наталья Монева) на Лёне (Игорь Лях)

26   4940159.jpg
Эй, ты зачем мою рубашку надел?

Справедливости ради, «ковбойки» в стране появились раньше. У Ильфа и Петрова в «12 стульях» Остап под пиджаком носил «рубашку „ковбой“ в черную и красную полоску» (Сами ковбойки именно в красно-черном фланелевом варианте появились в Америке в 1850 г., но стали особенно популярны в 1920-ые). Именно таким мы видим Остапа в исполнении Арчила Гомиашвили в экранизации 1971 года. Аналогичный образ: красно-черная ковбойка и бежевый пиджак (но вместо белого шарфа черный галстук-селедка) можно увидеть в фильме «За бортом».

27   4939422.jpg
Ковбойка — вне моды, вне времени. Остап Бендер — Арчил Гомиашвили «12 стульев» (1971, Леонид Гайдай, художник по костюмам Константин Савицкий), «За бортом», Дин Проффит — Курт Рассел, «За бортом» (1987, художник по костюмам Уэйн А. Финкелман)

В книге «Костюм на экране» Вера Кузнецова пишет, что «ковбойка» стала штампом для обозначения «положительного молодого человека» в кино: работяга, трудяга, может быть и не сразу хороший парень, но исправляющийся. Впрочем, клетчатые рубашки у героев 50-х (как и 60-70) чаще нейтральных цветов: либо более бледные, либо более темные, но уж не такие ярко-оранжевые, как у Костика.

Клетчатые рубашки появляются, к примеру, в фильмах: «Карнавальная ночь» (1956), «Я шагаю по Москве» (1964), Неподдающиеся (1959), «Весна на Заречной улице» (1956).

28   4939423.jpg
Таких примеров можно найти в множестве: «В добрый час» (1956), «Приходите завтра» (1963), «Девушка без адреса» (1958), «Королева бензоколонки» (1963), «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика» (1963), «Кавказская пленница» (1967), «Бриллиантовая рука» (1969), «Иван Васильевич меняет профессию» (1973) и др.

Еще один отсылающий к стилягам образ Костика — его свитер со снежинками на катке. Такие стали особенно популярны в СССР после проката американского фильма «Серенада Солнечной долины», благодаря которому многие стиляги вообще стали стилягами (к слову этого «ругательного» слова они не любили).

«Когда мы в то время смотрели заграничные фильмы, мы в первую очередь следили не за сюжетом, а смотрели, кто как одет из артистов. Сейчас же мы смотрим — мы не обращаем внимания, у кого какая рубашка, на какой подошве ботинки, а тогда очень много уделяли внимания этим деталям».
Владимир Козлов «Стиляги. Молодые, смелые, свободные»


29   4939414.jpg
Эпизоды на горнолыжном курорте. Тед (Джон Пейн), Карен (Соня Хени), Вивиан (Линн Бари) в фильме «Серенада солнечной долины» (1941), оркестр Глена Миллера из фильма. Костик, Людочка, «Покровские ворота»

Кстати, в целом Костик одевается довольно стильно. Вельветовые костюмы, куртки с белой вязаной отделкой (ворот, манжеты).

30   24941258.jpg


31   24941259.jpg


32   24941261.jpg

Костика, кстати, зрители частенько обвиняют в шалопайстве, излишней легкомысленности, считая, как и Велюров, что он сомнителен. Но нам кажется, что это не совсем верно. Человек, с легкостью поддерживающий беседу с Хоботом о поэтах и писателях (знающий, к примеру, судьбу Бориса Виана, много ли среди ваших знакомых филологов таких, не говоря уже об историках), явно успешно справляется с аспирантурой (при этом в пьесе он говорит, что «сдал все зачёты». Хотя какие могут быть зачёты в аспирантуре?)

Костик Ромин появляется еще в нескольких произведениях Зорина, и дальше его судьба расходится с судьбой драматурга (Костик становится журналистом), а его остроумие и проницательность оборачиваются желчностью и мизантропией. Что в общем, логично.

Загадка халата

С поношенным выцветшим халатом Велюрова (Леонид Броневой) с пятном на спине (и поясом, резко отличающимся по цвету) связана одна загадка. В фильме «Верные друзья» (1954, режиссер Михаил Калатозов, художник по костюмам Ольга Кручинина) Василий Васильевич Нестратов (Василий Меркурьев) на плоту носит халат, тканью невероятно похожий на халат Велюрова. Отличаются воротник и карманы и состояние ткани, халат мастера художественного слова выглядит словно постаревший и перешитый халат Нестратова.

33   24939424.jpg«Верные друзья» (1954, режиссер Михаил Калатозов, художник по костюмам Ольга Кручинина) Василий Васильевич Нестратов (Василий Меркурьев) и Аркадий Велюров (Леонид Броневой).

Отсюда


Tags: Россия, костюм, шоу-бизнес
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo selyanka1 август 23, 2017 19:24
Buy for 30 tokens
30 жетонов Не размещаются материалы с экстремистскими и антизаконными призывами, с порнографией, с матами, с оскорблениями selyanka1 или ее друзей
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 26 comments

Recent Posts from This Journal