
Весной 1980 года на советские экраны вышла картина «Через тернии к звездам» — и мгновенно стала хитом. Зрители часами стояли в очередях в кинотеатр, ходили на несколько сеансов подряд и единогласно называли фильм «лучшей советской фантастикой». Из чего состоял успех картины, где нашли актрису с инопланетной внешностью и почему рабочие комбинезоны — это одежда будущего?
XXIII век. Патрульный звездолет «Пушкин» обнаруживает в космосе инопланетный корабль с трупами гуманоидных существ и единственным выжившим клонированным андроидом — Нийей. Особая Комиссия по контактам принимает решение поместить инопланетянку в дом ученого Лебедева, чтобы через общение с земной семьей гуманоид адаптировалась и стала ближе к людям.

Кадр из фильма «Через тернии к звездам»
Как это принято в подобных случаях, андроид становится в конце концов гораздо человечнее, чем сами земляне. А после заключительного титра «Все пейзажи умирающей планеты Десса сняты на территории СССР» приходит окончательное понимание, что фильм и вовсе не про космос.

Кадр из фильма «Через тернии к звездам»
Картина «Через тернии к звездам» стала заключительной в космической трилогии режиссера Ричарда Викторова (еще две части — «Москва — Кассиопея» и «Отроки во Вселенной»). Сценарий к фильму написал фантаст Игорь Можейко, скрывающийся под псевдонимом Кир Булычев. Будучи самым знаменитым отечественным фантастом, Можейко продолжал работать в Институте востоковедения и боялся увольнения, если «свыше» узнают о его «несерьезном» увлечении. В итоге именно «Через тернии к звездам» расставили все очки над i. За сценарий к картине Булычеву присудили Государственную премию, а получить ее под псевдонимом было невозможно. Так вместо увольнения Можейко получил долгожданное признание и свободу творить открыто.

Кадр из фильма «Через тернии к звездам»
Предполагалось, что в фильме она будет абсолютно лысой и без пупка. Но в итоге по требованию чиновников Госкино, утверждавших, что положительная героиня не может быть без волос, для Нийи сделали очень короткий белый парик. Для создания клонированных гуманоидов с актрисы сняли слепки, заполнили их жидким пенопластом и надели идентичные парики.
«Фантастика не предлагает нам образы будущего, скорее, отстраняет и реконструирует опыт нашего собственного настоящего», — говорил американский литературный критик Фредрик Джеймисон. Это высказывание верно и для работы над костюмами в «Терниях». Художник по костюмам Людмила Чекулаева не стала переизобретать одежду будущего, а взяла за основу такой привычный для советского человека предмет гардероба, как рабочий комбинезон.

Кадр из фильма «Через тернии к звездам» Комбинезоны землян

Кадр из фильма «Через тернии к звездам» Комбинезоны землян

Кадр из фильма «Через тернии к звездам» Комбинезоны землян

Кадр из фильма «Через тернии к звездам» Комбинезоны землян

Кадр из фильма «Через тернии к звездам» Комбинезоны землян

Кадр из фильма «Через тернии к звездам» Комбинезоны с планеты Десса

Кадр из фильма «Через тернии к звездам» Комбинезоны с планеты Десса
Два года спустя точно такой же трюк при работе над «Бегущим по лезвию» проделает Майкл Каплан и оденет людей из будущего в одежду из прошлого. (К слову, после выхода «Через тернии» в Москву прилетал Ридли Скотт, чтобы пообщаться со съемочной командой картины. На тот момент знаменитый режиссер как раз приступал к работе над «Бегущим»).

Кадр из фильма «Бегущий по лезвию» 1982 г

Фэшн-аскетизм и утилитарность нашего времени

Кадр из фильма «Через тернии к звездам»
Платья земных женщин напоминают то лабораторные халаты, то коллекцию Uniqlo или COS.

Kоллекция Prada 2018
На рабочих комбинезонах построена мужская коллекция Prada 2018, а комбинезоны Dickies и Carhartt и вовсе вторят робе из фильма.

Комбинезоны Dickies с сайта продаж

Комбинезоны Carhartt
Одежда гуманоида Нийи практически полностью «воссоздана» в двух из последних коллекций Yeezy. Одна из моделей носит не только идентичный телесный комбинезон, но и короткий обесцвеченный ежик на голове.

Цветовая гамма костюмов тоже аскетична. Белый, черный, синий, голубой, бежевый — это цвета спецодежды. И отсутствие любого орнамента, даже на женских платьях, лишь усиливает это сходство. Тем неожиданнее работают костюмы Нийи в доме семьи Лебедевых.
Режиссер картины Ричард Викторов утверждал, что фантастику абсолютно всерьез снимать нельзя. Возможно, именно поэтому визуальная часть картины периодически работает на стыке научной фантастики и народной сказки, по типу «Понедельник начинается в субботу» Стругацких. Земной дом семьи Лебедевых снаружи выглядит как образец футуристической архитектуры, но изнутри скорее напоминает деревенскую избу.

Кадр из фильма «Через тернии к звездам»
Роботы похожи на домовых и носят на голове заварники, на столе стоят резные шахматы, в углу арфа, которая на фоне бревенчатых стен напоминает скорее гусли. Нийя, все больше очеловечиваясь, отказывается от робы в пользу расшитых фартуков, орнаментальных сарафанов и блузок русского рубашечного кроя.

Кадр из фильма «Через тернии к звездам»

Кадр из фильма «Через тернии к звездам»

Кадр из фильма «Через тернии к звездам»

Кадр из фильма «Через тернии к звездам»
Так режиссер вместе с художником по костюмам проводят черту между всеобщей униформой и индивидуальной одеждой, делая тем самым гуманоида Нийю самой человечной из окружающих ее землян.

Кадр из фильма «Через тернии к звездам» Нийя примеряет парик, пытаясь выглядеть человеком
Отсюда
Journal information