selyanka1 (selyanka1) wrote,
selyanka1
selyanka1

Category:

Стиль в фильме «Через тернии к звездам» (1980)

_900 x 600  d.jpg

Весной 1980 года на советские экраны вышла картина «Через тернии к звездам» — и мгновенно стала хитом. Зрители часами стояли в очередях в кинотеатр, ходили на несколько сеансов подряд и единогласно называли фильм «лучшей советской фантастикой». Из чего состоял успех картины, где нашли актрису с инопланетной внешностью и почему рабочие комбинезоны — это одежда будущего?


XXIII век. Патрульный звездолет «Пушкин» обнаруживает в космосе инопланетный корабль с трупами гуманоидных существ и единственным выжившим клонированным андроидом — Нийей. Особая Комиссия по контактам принимает решение поместить инопланетянку в дом ученого Лебедева, чтобы через общение с земной семьей гуманоид адаптировалась и стала ближе к людям.

1 a70a479d58bad5.jpg
Кадр из фильма «Через тернии к звездам»

Как это принято в подобных случаях, андроид становится в конце концов гораздо человечнее, чем сами земляне. А после заключительного титра «Все пейзажи умирающей планеты Десса сняты на территории СССР» приходит окончательное понимание, что фильм и вовсе не про космос.

CHerez-ternii-k-zvezdam.jpg
Кадр из фильма «Через тернии к звездам»

Картина «Через тернии к звездам» стала заключительной в космической трилогии режиссера Ричарда Викторова (еще две части — «Москва — Кассиопея» и «Отроки во Вселенной»). Сценарий к фильму написал фантаст Игорь Можейко, скрывающийся под псевдонимом Кир Булычев. Будучи самым знаменитым отечественным фантастом, Можейко продолжал работать в Институте востоковедения и боялся увольнения, если «свыше» узнают о его «несерьезном» увлечении. В итоге именно «Через тернии к звездам» расставили все очки над i. За сценарий к картине Булычеву присудили Государственную премию, а получить ее под псевдонимом было невозможно. Так вместо увольнения Можейко получил долгожданное признание и свободу творить открыто.


Судьбоносной стала картина и для исполнительницы главной роли. После многочисленных кастингов стало очевидно, что найти тонкую андрогинную девушку с длинной шеей и огромными глазами будет не так-то просто. В итоге выбор пал на манекенщицу из ГУМа Елену Метелкину, которую режиссер случайно увидел в одном из советских журналов мод.


Кадр из фильма «Через тернии к звездам»

Предполагалось, что в фильме она будет абсолютно лысой и без пупка. Но в итоге по требованию чиновников Госкино, утверждавших, что положительная героиня не может быть без волос, для Нийи сделали очень короткий белый парик. Для создания клонированных гуманоидов с актрисы сняли слепки, заполнили их жидким пенопластом и надели идентичные парики.


«Фантастика не предлагает нам образы будущего, скорее, отстраняет и реконструирует опыт нашего собственного настоящего», — говорил американский литературный критик Фредрик Джеймисон. Это высказывание верно и для работы над костюмами в «Терниях». Художник по костюмам Людмила Чекулаева не стала переизобретать одежду будущего, а взяла за основу такой привычный для советского человека предмет гардероба, как рабочий комбинезон.


1  2c8156fef849.jpg
Кадр из фильма «Через тернии к звездам»  Комбинезоны землян

1  e74cefa983cda3a.jpg
Кадр из фильма «Через тернии к звездам»  Комбинезоны землян

1   Captvfrgrgfure.JPG
Кадр из фильма «Через тернии к звездам»  Комбинезоны землян

2YovMPL1QAt9gLK4msiTeAZp9Qz.jpg
Кадр из фильма «Через тернии к звездам» Комбинезоны землян


Кадр из фильма «Через тернии к звездам» Комбинезоны землян



Кадр из фильма «Через тернии к звездам» Комбинезоны с планеты Десса


Кадр из фильма «Через тернии к звездам» Комбинезоны с планеты Десса

Два года спустя точно такой же трюк при работе над «Бегущим по лезвию» проделает Майкл Каплан и оденет людей из будущего в одежду из прошлого. (К слову, после выхода «Через тернии» в Москву прилетал Ридли Скотт, чтобы пообщаться со съемочной командой картины. На тот момент знаменитый режиссер как раз приступал к работе над «Бегущим»).

Кадр из фильма «Бегущий по лезвию» 1982 г

В итоге Людмила Чекулаева в точности угадала, что будут носить люди будущего как минимум через 38 лет. Показанные в картине uniform dressing, фэшн-аскетизм и утилитарность актуальны в нынешнем мире как никогда.

_ 6Capture.JPG
Фэшн-аскетизм и утилитарность нашего времени



Кадр из фильма «Через тернии к звездам»

Платья земных женщин напоминают то лабораторные халаты, то  коллекцию Uniqlo или COS.

_  7apture.JPG
Kоллекция Prada 2018

На рабочих комбинезонах построена мужская  коллекция Prada 2018, а комбинезоны Dickies и Carhartt и вовсе вторят робе из фильма.


_  8Capture.JPG
Комбинезоны Dickies с сайта продаж


_  77Capture.JPG

Комбинезоны Carhartt


Одежда гуманоида Нийи практически полностью «воссоздана» в двух из последних коллекций Yeezy. Одна из моделей носит не только идентичный телесный комбинезон, но и короткий обесцвеченный ежик на голове.


Поскольку фото мне пришлось подбирать самой, не знаю, что именно имелось в ввиду, но андрогенов  с обесцвеченными ежиками на голове я у Yeezy нашла целую толпу.  Yeezy - это бренд Ким Кардашян с супругом Уэстом.

Цветовая гамма костюмов тоже аскетична. Белый, черный, синий, голубой, бежевый — это цвета спецодежды. И отсутствие любого орнамента, даже на женских платьях, лишь усиливает это сходство. Тем неожиданнее работают костюмы Нийи в доме семьи Лебедевых.

Режиссер картины Ричард Викторов утверждал, что фантастику абсолютно всерьез снимать нельзя. Возможно, именно поэтому визуальная часть картины периодически работает на стыке научной фантастики и народной сказки, по типу «Понедельник начинается в субботу» Стругацких. Земной дом семьи Лебедевых снаружи выглядит как образец футуристической архитектуры, но изнутри скорее напоминает деревенскую избу.

3   file (1).jpg
Кадр из фильма «Через тернии к звездам»

Роботы похожи на домовых и носят на голове заварники, на столе стоят резные шахматы, в углу арфа, которая на фоне бревенчатых стен напоминает скорее гусли. Нийя, все больше очеловечиваясь, отказывается от робы в пользу расшитых фартуков, орнаментальных сарафанов и блузок русского рубашечного кроя.

1   1122c26dd4b.jpg
Кадр из фильма «Через тернии к звездам»

1  fcbc0d1ccceb1.jpg
Кадр из фильма «Через тернии к звездам»



Кадр из фильма «Через тернии к звездам»


3   Capture.JPG
Кадр из фильма «Через тернии к звездам»


Так режиссер вместе с художником по костюмам проводят черту между всеобщей униформой и индивидуальной одеждой, делая тем самым гуманоида Нийю самой человечной из окружающих ее землян.

med_1546102773_00032.jpg
Кадр из фильма «Через тернии к звездам»  Нийя примеряет парик, пытаясь выглядеть человеком
Отсюда


Tags: Россия, костюм, шоу-бизнес
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Всем привет!

    Добро пожаловать в мой журнал, посвященный языку одежды. Живу я в США. Лет мне много. Пишу я на темы разные, но, говорят, интересные. Ну, например,…

  • Содержание журнала по темам

    О России (мы все из СССР) Восток - дело тонкое (Азия и Ближний Восток) Африкa Латинская Америка Все о шоу-бизнесе Все об Америке, что не…

  • Ландскнехты - воинственные модники Средневековья

    Ландскнехты. Современная реконструкция Ландскнехты - это немецкие наёмники-пехотинцы эпохи Возрождения, впервые названные так в 1470-х годах.…

promo selyanka1 май 23, 2017 19:24
Buy for 30 tokens
30 жетонов Не размещаются материалы с экстремистскими и антизаконными призывами, с порнографией, с матами, с оскорблениями selyanka1 или ее друзей
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 34 comments