Продолжаю тему Петрушки, первая часть была о мультфильмах Петрушка в мультфильмах , вторая будет о балете
Все вы, наверное, слышали о выросшем из знаменитых Русских сезонов 1908 года Русском балете Дягилева, который 20 лет с триумфом выступал в Европе
Будучи предприимчивым организатором, Дягилев обладал чутьём на таланты. Он пригласил на работу в свою компанию целую плеяду одарённых танцовщиков и хореографов, он сотрудничал со знаменитыми художниками и известными композиторами тех лет, как российскими, так и европейскими. Кроме того, он открыл миру Игоря Стравинского, который написал для Дягилева три балета, одним из которых был "Петрушка"
Балет этот появился на свет достаточно случайно.
Дягилев пригласил Стравинского к сотрудничеству после того, как побывал не премьере сюиты "Фавн и пастушка", одного из ранних сочинений композитора, написанных под руководством Римского-Корсакова, у которого Стравинский брал уроки.
Стравинский с радостью согласился и написал балет "Жар-птица", премьера которого в 1910 году с огромным успехом прошла в Парижском театре Гранд-опера. После этого Игорь Федорович уехал на отдых в Швейцарию, чтобы восстановить силы перед написанием другого заказанного ему балета - "Весна Священная". И именно там на отдыхе, когда ему было нeчeм заняться, он экспромтом сочинил небольшую концертную пьесу для оркестра с солирующим роялем, назвав ее "Петрушка". Когда музыку прослушал Дягилев, он решил, что из нее получится прекрасный самостоятельный балет.
Так родился балетный Петрушка.
Премьера состоялась 13 июня 1911 года в парижском театре Шатле. Партию Петрушки танцевал Вацлав Нижинский. Балет был встречен оглушительным успехом
Особую роль в создании как балета, так и образа Петрушки сыграл художник Александр Николаевич Бенуа. Он создал для балета "Петрушка" либретто, декорации и костюмы, и в работе его вдохновляли детские воспоминания о петербургских масленичных гуляньях.
Русский балет в 1911 году все еще цеплялся за французские классические корни. Несмотря на то, что еще в XIX веке появилось движение славянофилов, а к концу века был создан псевдорусский стиль в архитектуре, собраны русские сказки, написаны картины и даже оперы на русские сюжеты, но вот именно в балете царил застой. B императорских театрах ставили классических "Жизель", "Эсмеральду", "Дочь фараона", "Баядерку", "Лебединое озеро" и "Спящую красавицу", ни одного русского героя, ни одного русского мотива.
И балет "Петрушка" на этом фоне стал просто прорывом. там не было никакого классического балетного танца, там на сцене гуляла русская Масленица, под русские песни и с русскими плясками.
Вацлав Нижинский в образе Петрушки 1911 год, Париж,
Сцена из балета "Петрушка" 1911 год театр "Шатле", Париж. Петрушка — Вацлав Нижинский, Балерина — Тамара Карсавина. Художник Александр Бенуа
Как видно на этих картинках и фотографиях, у Петрушки было два варианта костюма - с клетчатыми штанами и однотонными, колпак был в двух вариантах, и рубашка тоже - в более русском стиле и что-то ближе к Пьеро.
А.Н. Бенуа. Комната Петрушки. Эскиз декорации 2-й картины для постановки балета И.Ф. Стравинского "Петрушка". 1911 г
А вот так балетного Петрушку изображали заграничные художники\
Рене Булль (René Bull) Балет Игоря Стравинского "Петрушка". Бурлеск Сцены в 4 картинках 1913 год
Франц Клайн (Franz Kline). Нижинский в роли Петрушки. 1948 г.
Бенуа Александр Николаевич Эскиз костюма "Петрушка". 1917 год
Бенуа Александр Николаевич Эскизы для балета Стравинского "Петрушка" - Комната Петрушки. 1917 год
Бенуа Александр Николаевич Эскиз декорации к балету И.Ф. Стравинского "Петрушка" Период создания: 1918 год. Самарский областной художественный музей
Ну и далее во всех постановках всех советских театров художники использовали этот же образ Петрушки, до такой степени он стал классическим.
Например, в 1935 году зарисовки балета сделал художник Визель Эмиль Оскарович.
Визель Эмиль Оскарович. Зарисовки к балету Петрушка.1934 год. Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства"
Визель Эмиль Оскарович. Зарисовки к балету Петрушка.1934 год. Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства"
Визель Эмиль Оскарович. Зарисовки к балету Петрушка.1934 год. Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства"
Не могу сказать за все постановки за границей, но в 1925 году костюм Петрушки для Метрополитен-оперы создал русский художник-иммигрант Судейкин, и его Петрушка выглядел сильно иначе, не похожим на Петрушку Бенуа
Судейкин Сергей Юрьевич Эскиз костюма Петрушки к балету "Петрушка" в Метрополитен-опере 1925 год. Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства
Но этот нью-йоркский образ тем не менее не прижился. В моде вечный Бенуа, и вот так обычно выглядит Петрушка на сцене.
Слева направо: Роджер Вуд в роли Петрушки в Ковент-Гарден 1957 год; Рудольф Нуриев (1938-1993) в роли Петрушки 1963 год; Ярослав Сех в роли Петрушки 1965 год
Слева направо: Михаил Барышников в оригинальном костюме Петрушки Нижинского. 1978 год; Филипп Степин в роли Петрушки; Андрей Меркурьев в роли Петрушки.
Содержание:
Journal information