selyanka1 (selyanka1) wrote,
selyanka1
selyanka1

Categories:

Шляпка и немножко нервно / «Раба любви» (1975)

_900 x 600  Раба_любви-1.jpg
Кадр из фильмa «Раба любви» (1975)

Образ популярнейшей актрисы российского немого кино Веры Холодной послужил вдохновением для  фильмa  «Раба любви» (1975) Никиты Сергеевича Михалкова.

Началось все с того, что еще в 1972-1974 гг. на Мосфильме снимался фильм «Нечаянные радости», режиссером которого выступил молодой художник Рустам Хамдамов без опыта режиссерской работы. Перед директором Мосфильма Сизовым за юного режиссера поручился Кончаловский, работавший с ним в картине «Дворянское гнездо» (1969), который отдал ему свой сценарий ретро-картины о Вере Холодной («Нечаянные радости»), написанный совместно с Фридрихом Горенштейном, так как ему очень понравились костюмы и художественные образы, которые создавал Хамдамов.

Фильм «Нечаянные радости» задумывался как ретро-комедия, но Рустам Хамдамов решил снимать исторический детектив с налётом мистики и пошёл на нетривиальный ход: заготовил два варианта сценария: один — авторства Андрея Кончаловского, для начальства, второй — свой, для работы (снимает историю о двух сестрах-актрисах Вере и Надежде, которые вместе с режиссером Прокудиным-Горским  хотят остановить братоубийственную Гражданскую войну с помощью волшебного ковра). Когда руководство «Мосфильма» это обнаружило, режиссёр безуспешно попытался отстоять свое видение, но в результате был отстранён от работы.

Сценарист Андрей Кончаловский предложил встать за режиссёрский пульт своему брату Никите Михалкову. С новым режиссёром фильм снова поменял жанр, став драмой о судьбах русской интеллигенции в эпоху перемен.

Далее  Отсюда

Дадим слово Андрею Сергеевичу Кончаловскому:

«Когда-то давно мы с Геннадием Шпаликовым задумали написать сценарий о Вере Холодной для актрисы Инны Гулая. У неё была красота девятнадцатого века, внешне она была очень похожа на Холодную. Мы со Шпаликовым стали придумывать потихоньку сценарий, который назвали «Нечаянные радости», Это должна была быть «ретро-картина»: немая, черно-белая, комедия по жанру. Но потом что-то не сложилось, и дописывали мы эту историю уже с Фридрихом Горенштейном, с которым мне вообще очень повезло. (…) В общем, я пошел к Сизову (директору «Мосфильма»), говорю: «Вот – талантливый студент, ВГИКа выпускник, я за него ручаюсь!» Сизов согласился, и Хамдамов начал снимать «Нечаянные радости».
Но по ходу съемок у него начал возникать какой-то свой фильм в голове. Материал получался красивый, но мы не могли понять, из какой сцены какие кадры. Меня вызвали на худсовет, просили объяснить, что к чему в этом материале, потом вызвали Хамдамова. Он сказал, что сценарий ему не очень нравится, он хочет снимать «свою историю». Это заявление было довольно шокирующим для всех, но – что делать? У режиссера – «свою история», финансирование идет… Тогда его попросили написать хотя бы либретто того, что он снимает. Рустам сказал: «Хорошо!» и…исчез.
Съемки остановили. Спустя несколько месяцев мне сказали, что он где-то в Ташкенте… Видимо, Хамдамов просто решил бросить эту работу. Конечно, он меня сильно подвел – ведь я же за него поручился! Тот же Сизов снова вызвал меня и говорит: «Теперь давай сам выкручивайся!» И тут попался под руку Никита, который тогда собирался снимать «Транссибирский экспресс» (этот сценарий тоже я им подарил)… Никита пришел на брошенную Хамдамовым картину, когда большая часть денег, отпущенных на неё, уже была потрачена. Но он – молодец, выкрутился. То, что он стал снимать, тоже было совсем не похоже на то, что придумывалось мной. Но когда я увидел «Рабу любви», то картина мне очень понравилась. Красиво снятая, музыка красивая, чудесные стихи для песни были написаны нашей мамой – в картине ощущались стилистическое единство и красота. Хотя, повторяю, это была уже абсолютно другая картина, которая ко мне не имела никакого отношения. В фильме рядом с мелодрамой появились комедийные куски – Никите это очень хорошо удается сочетать».



А вот что говорит сам Хамдамов об этой истории:
«- Как вы относитесь к тому, что сделал Михалков с «Нечаянными радостями», превратив их в «Рабу любви»?
— У меня был сценарий Горенштейна и Кончаловского — редкая гадость. Поскольку съемочный процесс сопровождала страшная цензура и всех участников съемок мучили со сценарием, мы с редактором подделывали сценарий, все время всех обманывали, не показывали текст, на худсовет представляли якобы отснятый материал. В тайне я сумел отснять 60% ленты. Сами подумайте: возможно ли было в Советском Союзе снять фильм про то, как две сестры спасают страну от большевиков, собирая ковры и надеясь на то, что, по поверью, все собранные ковры обеспечат мир во всем мире? Мы, конечно, изучили все произведения, где,так или иначе, затрагивается тема ковров. Что-то уже начало получаться — и вдруг… Как будто трактор проехал, и картины не стало. При этом я до сих пор дружу с этой страной и правительством, и мне кажется, что все хорошо. А на самом деле все плохо.
— Но ведь Михалков использовал ваши рисунки в работе над «Рабой любви»?
— Да, использовал. Но они помогли ему как мертвому припарка. И вообще у него в фильме получилось все другое».

26  2754453.jpg

Безусловно, Никита Михалков снял совсем другое кино, и кстати, от Веры Холодной в нем тоже практически ничего нет, легкий отзвук: Гражданская война, оккупированный белыми Юг России, осень вместо зимы, двое дочек и мама (Холодная взяла в Одессу мать и только дочь Женю), киноэкспедиция, возможное сочувствие актрисы красным (об этом пишет в своих воспоминаниях сестра Софья, но что еще она могла написать, живя и работая в СССР), невероятная популярность.

Став режиссёром, Никита Михалков для начала поменял название, превратив «Нечаянные радости» в «Рабу любви», и переписал сценарий. Из фильма убрали героев Татьяны Самойловой и Олега Янковского, остальные актёры в знак солидарности покинули проект сами. Новый режиссёр ввёл в сюжет других персонажей и пригласил на съёмки уже знакомых ему актёров: Александра Калягина, Олега Басилашвили, Юрия Богатырева и Евгения Стеблова. От прежнего хамдамовского фильма осталась только Елена Соловей.

Актриса Ольга Николаевна Воскресенская, которую играет Елена Соловей, влюбляется в оператора Потоцкого (Родион Нахапетов), который тайно работает на красных, она тяготится картонными, далекими от жизни фильмами, в которых играет, теми самыми пресловутыми салонными мелодрамами и не знает, эмигрировать ли ей или вернуться в Москву. Ее образ экзальтированной, восторженной богемной красавицы одновременно и немного комичен и пронзителен, как последние кадры с уходящим трамваем.

Огромная заслуга в том, что фильм получился именно таким, какой он есть, оператора Павла Лебешева, который снимал на открытой диафрагме, используя высокочувствительную пленку, благодаря чему, лица, закрытые широкополыми шляпами, были хорошо видны, а главная героиня словно светится, как святая (отчасти она такая и есть).

25   2754454.jpg

Художник по костюмам фильмаАлина Будникова. Михалкову и его команде досталось кино с сильно урезанным бюджетом, от «Нечаянных радостей», по разной информации, осталось немногое: черное пальто Соловей из финальной сцены, парик из первого эпизода и шляпы. В результате, костюмы пришлось брать готовые, из подбора, конечно, образ михалковской Воскресенской близок хамдамовской Вере Николаевне (от интонацией игры до макияжа), но это не плагиат.

Елена Соловей рассказывает в интервью:
«Я оказалась единственной, кто соединил эти две картины: «Рабу любви» и «Нечаянные радости», но не чувствовала себя предательницей по отношению к Хамдамову. Недоброжелатели утверждали, что Михалков украл у Рустама парики и костюмы. В парике из «Нечаянных радостей» я появляюсь лишь на несколько минут, когда идут кадры черно-белого кино, в котором снимается моя героиня. А что касается костюмов, то денег на пошив новых просто не хватало и костюмеры подобрали мне одежду на «Мосфильме», из «Нечаянных радостей» взяли только черное пальто, в котором Ольга Вознесенская уезжает на трамвае в финальной сцене».

24   2754455.jpg
Кино в кино / «Раба любви»

23   2754456.jpg

Безусловно, огромные шляпы, украшенные цветами и шляпами и отсылающие к моде начала века, задают тон в гардеробе героини Соловей. Светлая блузка с оборками и узкая приталенная юбка, немного расширяющаяся книзу — ближе к моде начала века, когда фигура женщины должна была быть похожа на цветок: узкий стебель тела венчал цветок — головка с пышной прической и огромной шляпой. Заметьте, как тонко сочетаются костюмы героев в этой сцене: зеленая жилетка Потоцкого и зеленая юбка Воскресенской, Алина Будникова проделала отличную работу, особенно учитывая обстоятельства этой работы.

22   754457.jpg
Гармония цветов в костюмах будущей пары Потоцкий и Воскресенская


Прекрасен сиреневый ансамбль: воздушное многослойное пальто, прихваченное поясом на талии, из-под которого виднеется белое платье, украшенное вышивкой и кружевом (длиной чуть выше щиколоток), сумочка, перчатки и тюрбан с розой. Стилистически оно, на наш взгляд, наиболее близко эпохе второй половины 1910-х гг. из всего гардероба актрисы.

21   2754458.jpg
20  22754459.jpg

19  22754460.jpg
18  22754461.jpg

Впрочем, не менее интересны и другие костюмы Ольги: прямое бархатное сине-зелено-коричневое платье с фантазийным рисунком, очень в стиле Мариано Фортуни (и силуэтом и цветом), зефирно-белое платье, многослойное желто-черное (мы видим его пару секунд), черное платье с серебряной вышивкой, в котором героиня снимается в последнем эпизоде.


17  22754462.jpg
16  22754463.jpg
15  22754518.jpg
Платье в экспозиции подлинных костюмов XIX- начала XX вв. на Мосфильме


14  22754464.jpg
13  22754465.jpg
12  22754466.jpg
11  22754467.jpg
10  22754468.jpg
9  22754469.jpg

Меховая курточка на Елене Соловей ранней осенью на юге смотрится странно, но этот выбор оправдан сюжетом, она кутается в меха, чтобы согреть себя, застуженную просмотром страшной хроники террора, шляпа-тюрбан, расшитая пайетками дополняет этот траурный образ.

8  22754470.jpg
7  22754471.jpg

Черно-белый ансамбль героини в сцене объяснения в любви уже намекает на драматичный финал, а последующая трагическая развязка просто требует траурного черного в одежде и макияже актрисы.

6  22754472.jpg
5  22754473.jpg
4   474.jpg
3  22754475.jpg
2  22754476.jpg
1  7.jpg


Tags: Россия, костюм, шоу-бизнес
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo selyanka1 may 23, 2017 19:24
Buy for 30 tokens
30 жетонов Не размещаются материалы с экстремистскими и антизаконными призывами, с порнографией, с матами, с оскорблениями selyanka1 или ее друзей
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 21 comments