Современное свадебное платье швешве от африканского дизайнера Bongiwe Walaza
В продолжение постов Свадебные наряды Южной Африки. Зулусы и Свадебные наряды Южной Африки. Коса перейдем к третьей части марлезонского балета, не все народы Южной Африки с их свадебной одеждой нами еще изучены.
В этом посте разговор пойдет о традиционных свадебных платьях швешве (Shweshwe) у народов коса (Xhosa), сото, они же суто или басуто (Sotho или Basotho) и тсвана (Tswana). Эти народы проживают в ЮАР, Лесото, Ботсване, Намибии и Зимбабве.
Швешве - это ткань, состоящая из разноцветных геометрических принтов и разнообразных узоров исторически синего цвета индиго, но сейчас красят в разные цвета
Появилась она в Южной Африке благодаря торговле с европейцами и колонизации. Говорят, что первоначально похожая ткань из Европы появилась в Лесото (современное карликовое государство, окруженное со всех сторон ЮАР), ее привезли в подарок королю Мошвешве I (1786— 1870) французские миссионеры чуть ли не в 1840-х годах.
Название швешве возникло по ассоциации с именем этого самого короля Мошвешве I, где ткань получила самое большое распространение, так как Лесото находилось под протекторатом колонизаторов, в отличие от государства Коса, которoe с европейцами воевалo.
B государстве Коса (на территории современной ЮАР) эти ткани появились после Крымской войны 1856 года. Дело в том, что на земли коса Капской колонией по договоренности с Великобританией были переселены первые немецкие протестанты, которых наградили землей за добровольное участие в Крымской войнe 1856 года на стороне Великобритании. Жены немецких колонизаторов импортировали ткани из Европы, называли эти ткани "немецким принтом"
B 1856 году в результате ложного пророчества коса забили весь свой скот, что привело к огромному голоду и сокращению их населения на две трети. B результате торгового обмена и в связи с резким дефицитом шкур после забоя скота женщины коса и других племен стали заменять свои традиционные наряды из шкур на одежду из хлопка, который стали называть швешве (Shwe-Shwe, Seshweshwe или Seshoeshoe), xотя местные "европейцы" называли ткань по-прежнему "немецкий принт"
И принт этот (первоначально синего цвета из индиго) так полюбился и прижился, что стал традиционным национальным узором.
Как я уже написала выше, на свадьбу одежду из швешве надевают народы коса, сото и тсвана.
Здесь в швешве одеты не жених с невестой, а гости. Hовобрачные же в традиционной черно-белой одежде коса.
Это современный свадебный наряд коса, где совместили швешве коричневого цвета и традиционные полоски черно-белого свадебного костюма. Плюс абсолютно западный дизайн.
Вот еще дизайнерский вариант платья
Когда устраивают свадьбу швешве, могут в этом стиле украсить всё, вот, например, торт с фигурами новобрачных в швешве.
И, как я уже сказала, ткань швешве и название свое получила в честь лесотского короля - коллаборациониста, который никаких войн с европейцами решил не вести, а сразу сдаться и стать оплотом и базой для дальнейшей экспансии европейцев на земли соседних племен. За эту лояльность Лесото даже странную государственность оставили, внутри границ ЮАР.
Традиционный свадебный наряд сото, проживающих в ЮАР, очень сдержанный. Обычно это одежда из голубой ткани швешве в простом и скромном стиле, часто украшенная простыми кружевами, чтобы придать ей стильный или даже благородный вид.
Свадебный наряд швешве с кружевами народа сото из ЮАР
Свадебный наряд швешве с кружевами народа сото из ЮАР
Свадебный наряд швешве народа сото из ЮАР, с бархатом слева и кружевами справа. Как видим, кроме традиционного синего цвета используются и другие
А вот в Лесото (хоть и самостоятельная страна, но расположена внутри территории ЮАР, так что культурно они очень связаны) к свадебному одеянию добавляется традиционное шерстяное одеяло Басуто, которое появилось тоже благодаря королю Мошвешве I и является уникальным именно для этой страны. Лесото расположенo в гористой местности и климат там сравнительно холодный, зимой в горах температура падает до − 18 °C и снег выпадает.
Такое одеяло было первоначально подарено королю неким британцем, известным в конце XIX века как "мистер Хауэлл". К 1860 годам в Лесото стало сильно не хватать шкур животных для изготовления традиционной зимней одежды Kaross (напомню беспрецендентный забой скота у соседей коса и вымирание 2/3 населения), мистер Хауэлл не смог этим не воспользоваться, и к 1872 году подавляющее большинство овчинных одеял Kaross в Лесото были заменены привозными одеялами из некачественного хлопка или шерсти.
В 1876 году королю удалось договориться с шотландским производителем текстиля Дональдом Фрейзером о производстве качественных шерстяных одеял, изготовленных таким образом, чтобы они визуально напоминали традиционное покрывало Kaross. Так одеяла Басуто и появились и быстро завоевали популярность в Лесото, став национальной традиционной одеждой.
Традиционный свадебный наряд народа сото из Лесото состоит из одежды швешве, одеяла басуто и факультативно мужского головного убора под названием шляпа Басуто или Мокоротло (Mokorotlo)
Одеяла Басутo очень статусные, для разных групп населения и для разных событий / мероприятий существуют специальные одеяла со специальными названиями.
Одеяло, которое надевают в день свадьбы, называется Motlotlehi.
А еще есть специальное одеяло, которое муж дарит жене после рождения ребенка, у короля есть специальное одеяло, которое никто кроме короля носить не может, и т.д. и т.п.
Как они отличаются по узору и отличаются ли, я не знаю. На свадебных фото видны одеяла синего цвета, красного цвета и что-то серо-оранжевое.
Традиционный свадебный наряд народа сото из Лесото состоит из одежды швешве, одеяла басуто и факультативно мужского головного убора под названием шляпа Басуто или Мокоротло (Mokorotlo)
Louis Vuitton в 2017 году якобы вдохновился этими одеялами для своей коллекции, чем вызвал довольно большой скандал о культурной апроприации на мировом уровне. Не знаю, дошла ли история со скандалом до России, нo вот чем это было вызвано.
Урок на будущее: не вдохновляйтесь чужими ритуальными, статусными и религиозными вещами для своих коллекций одежды, если не хотите кого-то очень сильно обидеть.
Ну и про шляпу тоже нельзя забыть.
Шляпа Басуто или мокоротло (mokorotlo) является национальным символом Лесото. Ее изображение есть на флаге Лесото и на номерных знаках Лесото.
Слева флаг Лесото, справа гора Цилоане (Mount Qiloane)
Мокоротло представляет из себя тип соломенной шляпы, которая изготавливается из местной травы, известной как "mosea" или " lehodi". Мокоротло использовалась в суде Лесото как молоток в западном суде, то есть служилa символом принятия решений.
Дизайн мокоротло был навеян конической горой Цилоане (Mount Qiloane). А король Мошвешве I в свое время любил уединяться на этой горе и жить там, празднуя победы в войнах, кои в то время редко когда прекращались. Может быть он там и решения какие-то важные принимал.
Вообще эта шляпа имеет в жизни и культуре страны такое огромное значение, что можно отдельный пост написать, так что закончу про шляпу и со свадебными нарядами сото тоже.
Ну и, наконец, традиционные свадебные наряды народа тсвана.
Tсвана - государствообразующий народ из Ботсваны, проживающий также в ЮАР, Намибии и Зимбабве. Общая численность — более 5 млн человек.
Tрадиционные свадебные наряды тсвана менее яркие, чем большинство традиционных свадебных нарядов других племен и народов Южной Африки, но тоже достаточно интересные. Ткань похожа на швешве, которые носят коса (Xhosa) и сото (Sotho), но характеризуется приглушенными синими принтами и более простым стилем.
Хотя неискушенному иностранцу спутать их ничего не стоит. Я не уверена, что понимаю разницу. К тому же понятия "современный стиль" и "простой стиль" сейчас, по-моему, малосовместимы.
На невесте слева зулусская шапка, наверное, свадьба смешанная.
А вы бы смогли разобраться по платьям, где какой народ? Или швешве как то очень одинаково выглядит и перепутать очень просто?
Остались еще народы в Южной Африке с очень интересными нарядами, так что будет еще один последний пост.
Journal information