selyanka1 (selyanka1) wrote,
selyanka1
selyanka1

Ряженые - "Вождение козы"

_900 x 600 Koza.jpg
Кубанский казачий хор. Обряд "Вождение козы"

Продолжаю тему с вождением ряжеными разных животных. Уже был пост про "Вождение коня" и "Вождение быка".  Следующим будет очень популярное и всячески рекламируемое сейчас в России "Вождение козы".

Причем я сразу заранее хочу сказать, что в Российской империи до революции было как бы два разных ряженых ритуала с козой. Была коза сама по себе, про которую будет этот пост. А была еще одна коза, не сама по себе, а верная спутница медведя. Про нее будет в посте о "Вождении медведя".

Вождение козы

Вождение козы — славянский обряд вождения ряженого козой, исполняемый на Святки (чаще в Щедрый вечер) и Масленицу.

Ряженые сценки с участием козы были более характерны для белорусов и украинцев, нежели русских. В русской традиции козья маска не могла сравниться по частотности с другими популярными зооморфными персонажами ряженья — медведем, петухом, журавлем, лошадью — и занимала, скорее, периферийное положение, локализуясь в средней полосе. Согласно одной из точек зрения, эта особенность была связана с той малозначительной ролью, которая принадлежала мелкому рогатому скоту в северных крестьянских хозяйствах, где главными оставались конь и коровы. Однако случаи появления ряженой козы все же отмечались на обширнейшей территории Русского Севера: от Архангельской до Вологодской и Новгородской губерний.

Достаточно монолитный ареал бытования рождественско-новогоднего обряда "вождения козы" в конце XIX — начале XX века составляло Полесье.




Кстати, на Украине "Вождение козы" сейчас даже записали в некий фольклорный народный жанр и называют народной драмой. Вот ссылка. Народная драма Вождение Козы

В славянских культурах коза нередко выступает символом плодородия, богатства.  Другая сторона облика козы в народных верованиях — ее связь с нечистой силой, чему немало способствует ее внешний облик — наличие острых рогов.

Ядром обряда "Вождение козы" являлось исполнение песни “Где коза ходит, там жито родит…” с припевом “О-го-го, коза”, где в гиперболизированных образах рисуется будущий урожай (“где коза рогом — там жито стогом”, “где коза хвостом — там жито кустом” и т. п.). Песня сопровождалась танцем-пантомимой: вначале коза кланялась хозяевам, затем танцевала и задиралась к молодым девушкам, ласкалась к малым деткам, затем же, как правило, она "умирала", её безуспешно лечили, и лишь получив подарки она "воскресала". Обряд символизировал круговорот времени и возрождение природы.

Атрибуты ряженой "козы" — вывернутый шерстью наружу кожух, деревянная голова с рогами и бородой из соломы или лозы и движущейся нижней челюстью. Поляки к бороде привешивали колокольчик. У белорусов известна "коза" в виде большой куклы на палке. Украинцы Буковины макет головы "козы" носили на длинном шесте, поверх которого крепился балахон, скрывавший фигуру исполнителя.


Михал Эльвиро Андриолли. "Вождение козы в барском имении". Западная Белоруссия, XIX век.


Шамота С. "Рождество. Вождение козла по польской деревне". Рисунок из журнала Всемирная иллюстрация 1882 г.


_Так выглядело колядное обрядовое действо с козой на Бобруйщине в 1915 году. Фото russianphoto.ru.PNG
Участники колядного обрядового действа с ряженой козой на Бобруйщине в 1915 году.  Этнографическая экспедиция Николая Евреинова в Белоруссию.



Л. С. Ленчевский и Т. Н. Сафоновский. Рисунок к этнографическому описанию обряда "Коза" 1926 г. (с. Кунча, окр. г. Шепетовка, Украина).



Ряженые. Святочное вождение "Козы". Ст-ца Анастасиевская, Краснодарский край. Фото, 1989 г.
Насколько я поняла, наверное из Украины обряд "Вождения козы" попал на Кубань и довольно хорошо там прижился. Больше всего современных российских фотографий именно из этого региона.
_Атрибуты колядных празднеств у белорусов «Коза» и маска колядовщика экспозиция Музея народной архитектуры и быта Республики Беларусь Фото С. Ермаков…
Атрибуты колядных празднеств у белорусов "Коза" и маска колядовщика. Экспозиция Музея народной архитектуры и быта Республики Беларусь Фото С. Ермакова 2007 г.

_5ca59762808ba.jpg
Обряд "Вождения козы" на Украине


_1825927_original.jpg
Театрализованное представление  в Музее Ивана Гончара, Киев

_Обряд Вождение козы. Обложка альбома Песни и обряды черноморских казаков Станица Анастасиевская Краснодарского края.jpg
Обряд "Вождение козы". Обложка альбома "Песни и обряды черноморских казаков Станица Анастасиевская Краснодарского края"

Ну и, наконец, творчество современных художников. Всех коз собирать не стала, только тех, где похоже на "Вождение козы"


Сулин Сергей Игоревич "Ряженые" 2010 г.



Павлова Мария Станиславовна. "Встреча с ряженым". 2010-е гг.


Павлова Мария Станиславовна. "Ряженые". 2010-е гг.


Павлова Мария Станиславовна "Зимний праздник" 2010 гг.



Добровецкая Ирина Михайловна "Коляда" 2016 г.

В заключение этого поста развею миф, постоянно кочующий в интернете, что коза была таким необыкновенно важным ряженым на Святки, что без нее никто и никуда колядовать не ходил, в честь козы даже русское рождественское печенье назвали - козули.


Архангельские козули

Козули никаким общерусским рождественским лакомством не были, их на Рождество первоначально изготовляли только поморы (жители Архангельской губернии).  Название "козуля" образовано не от слова коза или косуля, а от поморского слова, обозначающего "завиток", "змейка".

Продолжение про медведя следует. Там же будет коза No 2.


Ранее по теме
Костюмы для ряженых
Кто такие христославы и славильщики и чем они отличаются от колядников.
Ряженые на святки в дореволюционной живописи

Tags: Россия, костюм, праздник
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo selyanka1 may 23, 2017 19:24
Buy for 30 tokens
30 жетонов Не размещаются материалы с экстремистскими и антизаконными призывами, с порнографией, с матами, с оскорблениями selyanka1 или ее друзей
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments