selyanka1 (selyanka1) wrote,
selyanka1
selyanka1

Category:

Ряженые - "Вождение медведя"


Святки. Фото: Наталья Гребнева Источник: Егор Еремов/РИА Новости

Последний пост про вождение ряженых зверей будет посвящен медведю (и частично его спутнице козе).

Про "Вождение медведя" писать одновременно и легко, и тяжело. Легко, потому что информации море, а тяжело, потому что в этом "Вождении медведя" переплетается очень много всякого разного, из разных временных слоев и возможно даже культур, потому что из всех зверей именно медведь на всем пространстве России от Калининграда до Камчатки - зверь очень особенный.

Вождение медведя

Начнем с того, что у выражения "Вождение медведя" есть два значения. Эта традиция закрепилась в России к  концу XVIII века.

Во-первых, Вождение медведя — славянский обряд вождения ряженого или живого медведя , по типу вождения козы, коня, быка.

А во-вторых, это одно из названий  Медвежей комедии или Медвежьего промысла, которая исторически у некоторой части населения была зарабатыванием денег на жизнь. Первоначально занимались этим скоморохи (и вроде как цыгане тоже), а после запрета  скоморошества в XVII веке промыслом занялись профессиональные поводыри -медведчики.

В XIX веке группа обычно состояла из поводыря с живым медведем, ряженой козы (живую козу с живым медведем никогда не водили, ряженой козой часто одевался мальчик) и  барабанщика (тоже часто мальчик)

Три изображения внизу - это Вождение медведя как Медвежья комедия. Вообще этих изображений очень много, включая лубочные.

Слева: Каразин Николай Николаевич "Ряженые".  Рождественская открытка. 1899 год
Справа: Дореволюционная рождественская открытка. Лит. Нива-Маркс

Почему художники рисовали зимой людей в лаптях, даже не знаю. Деревенский колорит - это, конечно хорошо, но во-первых, холодно и мокро, а во вторых, лапти расползутся очень быстро и через несколько дней останешься босиком.



Судейкин Сергей Юрьевич "Ряженые".  Середина 1910-х гг.

Медвежья комедия как народный промысел  была запрещена в Российской империи в 1866 году, после чего дрессированных медведей разрешалось держать только в цирке. Но за все то время, пока этот промысел существовал (а он так и не умер, возродившись после развала СССР, посмотрите, какое количество народа зарабатывает деньги на живых медведях)  многие элементы праздничного ряжения медведем и медвежьей комедии объединились.


Бродячий артист П. Я. Любаев с ученым медведем. Казань. Фото 1925 г.
В общем, запретить то запретили... еще в 1866 году...

Как я уже написала, эта традиция закрепилась в России к  концу XVIII века и скорей всего это произошло из-за того, что, когда скоморохов и их потехи запретили, то поводырям с медведями как-то нужно было менять репертуар, чтобы он не был скоморошьим (акробаты, музыканты и песенки оппозиционной направленности), но по-прежнему был интересен публике. Развлекали они эту публику часто в городах - на ярмарках и на праздниках.  И, наверное, с одной стороны, деревенские жители, которым удалось посмотреть Медвежью комедию на ярмарке, могли потом повторить похожие сценки на играх ряженых дома в деревне, а с другой стороны, поводыри могли вводить какие-то элементы деревенских ряженых игр в свои сценарии.

Основная разница между Медвежьей комедией и ряжеными былa в том,  что поводыри разыгрывали сценки с живым медведем, а ряженые - с человеком, одетым в костюм медведя. При этом, если во время праздника через населенный пункт, где имело место шествие ряженых, проходили скоморохи или медвежьи поводыри, то они часто присоединялись к шествию и одни и те же сценки разыгрывались как живым медведем, так и ряженым в медведя человеком.

Три изображения внизу - это ряженые на Святки и Масленицу. Ряженый медведь с той же группой лиц (поводырь и коза), но уже без барабанщика, хотя могут добавляться персонажи типа солдат или шут.


П. Ф. Каверзнев. "Ряженые (медведь, дед-поводырь, старуха, коза)"  Вторая половина XIX века

И. Д. Сытин Цветная литография "Святки в старину. Ряженые Окруты Окрутчики Коза Медведь Лазарь Шут". 1912 г.

Окрутничество - это святочное обрядовое ряженье. В старину тех, кто рядился, называли не ряжеными, а  "окрутниками", "окрутчиками", "выряженками" или "кудесниками".


"Ряженые". Дореволюционная рождественская открытка.
Медведь, коза, солдат, старик-поводырь

А теперь взглянем на экспозицию в этнографическом музее.

Российский Этнографический музей в Санкт Петербурге. Русский отдел. Игры ряженых на Святках.

Слева в углу стоит ряженый, который изображает козу, а на полу в шубе ряженый медведь. И поскольку он на поводке, то ряженый мужчина в сапогах и юбке должен быть поводырем.


Российский Этнографический музей в Санкт Петербурге. Русский отдел. Игры ряженых на Святках.

**************************************************************************************************************************************

Далее, в 1874 году появилась статья священника Симеона Нечаева, частично перепечатанная этнографом П. В. Шейном, о том, как в селе Бегомль Борисовского уезда Минской губернии праздновали праздник  Комоедица (6 апреля по новому стилю), посвященный встрече весны и пробуждению медведя. Это было единственное упоминание о Комоедице, больше  этот праздник нигде не зафиксирован.

Поскольку в Россию сейчас огромное количество информации о том, что надо делать ряженым и колядующим, приходит из Белоруссии и Украины (Вождение козы, например), то в последнее время и в интернете, и по телевидению (например, в украинской передаче  "Что? Где? Когда?") стала распространяться информация о том, что Комоедица -это еще одно древнее славянское языческое  название Масленицы, потому что на древнеславянском "ком" означает "медведь", а блины - это подношение медведю, когда он просыпается. И якобы  так и появилась поговорка "первый блин комам" (а не "комом"), то есть медведям. А в России эту информацию массово распространяют неоязычники.

При этом в статье Симеона Нечаева было написано, что в Комоедицу "приготавливаются особые кушанья, именно: на первое блюдо приготавливается сушёный репник в знак того, что медведь питается по преимуществу растительною пищею, травами; на второе блюдо подаётся овсяный кисель, потому что медведь любит овёс; третье блюдо состоит из гороховых комов, отчего и самый день получил название "комоедица".

То есть в оригинальном и единственном описании вообще никаких блинов, а праздник Комоедица, потому что готовят гороховые комы.

А еще некоторые ученые заявляли, что в России такого праздника не было.

Но я не ученый, так что не полезу выяснять, что здесь правда, а что нафантазировали , скажу только, что энное количество картинок, выпадающих на том же яндексе по словам "Вождение медведя", связано с ряженым медведем, которого на Масленицу якобы пробуждают из спячки и кормят блинами.


Пример картинки про Масленицу-Комоедицу, где ряженых медведей кормят блинами.
Занимаются этим нынешние российские неоязычники, которые хотят расхристианизации и возвращения к языческим верованиям. Предполагается, что такое кормление - это старинный языческий обряд.  Kто-нибудь может представить язычников - самоубийц, которые полезут весной будить медведя в берлоге и чем-то пытаться его кормить (хоть блинами, хоть гороховыми комьями)?  Я не могу.  Язычники прекрасно знали, что медведь вылезет из берлоги жутко голодный и задерет любого с блинами или гороховыми комьями как первую жертву. А еще язычники жили в голодные времена и как-раз к весне многие продукты заканчивались, поэтому кормить блинами или гороховыми комьями животных могло означать собственную голодную смерть от недоедания.

Тем не менее я специально упоминаю про пробуждение медведя, так как в настоящее время в России ряженый медведь редко появляется на Святках, но всегда на Масленицу, там он главный герой ( часто с козой). А почему его на Святках мало видно? Ну наверное многие современные люди думают, что он в берлоге спит.
***********************************************************************************************************************

А что думали о медведе наши предки?

Медведь — один из основных персонажей народной зоологии, наделяемый антропоморфными (человеческими) чертами, символикой плодородия, здоровья и силы и нередко главенствующей ролью среди лесных зверей. Чаще всего образ медведя фиксируется в святочных и масленичных ряжениях.

На Руси верили, что нечистая сила не может принимать облик медведя.

_1914 А.Н. Генегар. Медведи-славильщики.jpg
А. Н. Генегар. "Медведи-славильщики" 1914 г.
Это очень необычное изображение. Судя по сохранившимся картинам и открыткам, до революции в России (Польшу Россией не считаем) ряженые в масках и костюмах не ходили с Вифлеемской звездой славить Христа; маски и костюмы носились отдельно, без звезды, для колядок-щедровок и игр ряженых. На этом изображении нет ряженых, здесь живые медведи. Они несут Вифлеемскую звезду и названы славильщиками, то есть идут именно славить Христа. Год 1914, когда ни одна приличная и уважающая себя типография не стала бы  печатать богохульных картинок на Рождество и вообще в стране была еще та цензура. То есть получается, что в дореволюционной России  медведь ассоциировался с "чистой силой" и мог быть славильщиком Христа.

По народному поверью, медведь даже постится весь Рождественский пост — сосет лапу.

Сохранилось поверье, что медведь снимает порчу с дома и со скота. Поэтому в некоторых русских деревнях существовал "обряд вождения медведя вокруг деревни, направленный на очищение полей и, соответственно, на обеспечение хорошего урожая".

_1962   Ряженые - вожак с медведем Д. Климово, Горьковская обл. Фото 1962 г..jpg
Ряженые - вожак с медведем Деревня Климово, Горьковская обл. Фото 1962 г.




Современное вождение медведя

Медведя воспринимали как символ здоровья и силы, и наделяли его продуцирующей силой.

******************************************************************************************************

Еще один важный момент, который надо учесть, это то, что существует обряд "Вождение медведя" и существует просто колядование, где медведь и коза являются участниками, иногда центральными, группы ряженых, состоящих из самых разнообразных персонажей. При этом такое колядование - это не обряд, а скорее игры ряженых.


Фото: ТАСС/Вадим Рымаков

"Медведь” и "коза" были непременными участниками святочного, рождественского обряда обхода дворов, ряжения. Ряженые колядовщики, которые ходили по дворам, исполняя специальные песни, колядки, перевоплощались в свои маски.

Bот описание, как казаки изображали ряженых медведя и козу:
Медведя изображает человек в двух вывернутых шубах; рукава одной надеваются на ноги, другой — на руки, а полами обворачивается тело.
Козу представляет человек на четвереньках, покрытый вывороченной овчиной шубой, в один рукав которой всовывается палка и на конце ее привязываются две деревянные ложки: это шея, голова и рога козы


Маски козы и медведя – непременный атрибут ряженых и колядующих. Фото Вадима Заблоцкого


При этом в России коза / козел (само животное, части тела, мясо, молоко) также в некоторых случаях могли выступать как оберег. Например, в хлеву держали козла, которого якобы любит домовой (рус., костром.)  и потому не вредит лошадям и коровам.  От падежа скота прибивали на дворе козлиную голову (костром.).

********************************************************************************************************************

В настоящее время в России возродились не только традиции ряженых и скоморохов (эти вообще после 300 лет забвения), но и Медвежьей комедии с живыми медведями, хотя она уже так и не называется, к тому же на живых медведях  часто зарабатывают даже не выступлениями, а вообще фотографированием.

При этом, по-моему, еще не появилось каких-то устойчивых традиций, где выступает живой медведь, а где ряженый, кроме очевидного факта, что на Масленицу ряженых медведей намного больше чем на Святки. Видимо, в голове у населения сидит мысль, что медведь зимой спит.

Медведь опять стал появляться вместе с козой, какие именно сценки они разыгрывают, я не знаю, но для городских праздников стали придумывать целые спектакли со сценариями и изготовлением костюмов профессиональными художниками.

Фольклорный ансамбль "Переполох"


Слева: Костюмы медведя и козы для иммерсивного спектакля "Царская Масленница" в Москве. Художник по костюму мастерской "Фестиваль-парк" Екатерина Муравьева
Справа: Святочные ряженые медведь и коза в исполнении Юрьев-Польского историко-архитектурного и художественного музея (Владимирская область).


Коллекция "Широкая масленица". Платье - Ирина Боровская, маски Василий Гелевский.  Курочка, медведь, коза



Ряженые медведь и коза  в коттеджном поселке Велегож-Парк Тульской области.



Белорусский государственный музей народной архитектуры и быта. Маски козы, медведя, цыгана-поводыря и т.д. там выдают посетителям для программы колядования.


Чаще всего в колядной громаде (вечеринка, сельское сборище) белорусов используют маски Медведя и Козы, как на Колядах в Крево Гродненской области Белоруссии

*************************************************************************************************************

А вот если взглянуть на современные картины художников, как они изображают ряженого медведя, то видно, что во времена СССР при повальной индустриализации, прекращении празднования традиционных сельских праздников и попыток приучить население страны к "высокой культуре" в виде балета и театра (а лубок - это такая жуть и дурной вкус, ох!) городские граждане, занимающиеся художественным творчеством, и ряженых и медведя стали переосмыслять в сторону каких-то "темных сил".

Медведя стали помещать и рядом с чертом, и рядом с какими-то жуткими харями (и другого слова для таких масок не найти, именно хари и есть) не пойми кого, но явно не положительные герои.

Началось еще в СССР.

Юкельсон  Екатерина Михайловна. Эскизы костюмов ряженых к фильму-опере "Черевички" по повести Н.В. Гоголя "Ночь перед Рождеством" 1944 г.
Видны два ряженых медвежонка , ряженая коза и вроде бы петух. Нужно напоминать, что одним из основных героев в "Ночи перед Рождеством" был черт? И вот по деревне с чертом перед Рождеством водят медведей. И черту хоть бы что!


1  2005 Шибанов Евгений Николаевич (род. 1941) Святки. 2005 г..jpg
Шибанов Евгений Николаевич "Святки". 2005 г.
Медведь (вроде бы он) с испуганой мордой где-то там на заднем плане, а коза веселится с нечистью типа Бабы-Яги и черта (это который похож на быка, но с клыками, справа)



Аксенов Юрий Алексеевич  "Святки". 2013 г.
И опять  мы видим  медведя в окружении какой-то ряженой нечисти с жуткими харями.

Если подвести итоги, то

1. Медведь появился на праздниках опять и в живом виде, и в ряженом. Hасколько представления живых и ряженых медведей сейчас отличаются, я не знаю.

2. На Масленице медведя больше чем на Святках, более того, придумали какой-то новый обряд на Масленицу медведя будить и обзывать это Комоедицей

3. А на Святках бывший главный ряженый России сейчас вроде как уступает место пришлой полесской козе

4. Вроде как у многих утеряно понимание, что по поверьям медведь с нечистой силой не водился и с разными страшными харями, чертями и прочими бесами колядовать раньше не ходил.

5. Костюмы - кто во что горазд. И какие-то супер театральные, и массовое китайское производство, купленное где-то онлайн, и просто самые простенькие детские маски, иногда самостоятельно сделанные  Видела фото, где на праздник притащили чучело медведя и так с ним по Москве и ходили (решила эту конкретную фотографию не постить, а то как-то совсем уже у людей с чувством меры плохо) A иногда медведя изображают вообще без каких-то особых медвежьих костюмов. Вот скриншот из видео выступления. Мужчина в розовой рубашке и сером жилете - это медведь вообще-то. А женщина, которая с ним танцует, -это коза.


В общем, с медведем все очень легко и все очень сложно.
И это я еще даже не попыталась лезть в место медведя в верованиях и празднованиях
разных  народов России.


Ранее по теме
Костюмы для ряженых
Кто такие христославы и славильщики и чем они отличаются от колядников.
Ряженые на святки в дореволюционной живописи


Tags: Россия, костюм, праздник
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo selyanka1 май 23, 2017 19:24
Buy for 30 tokens
30 жетонов Не размещаются материалы с экстремистскими и антизаконными призывами, с порнографией, с матами, с оскорблениями selyanka1 или ее друзей
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 18 comments