selyanka1 (selyanka1) wrote,
selyanka1
selyanka1

Category:

Как создавались костюмы для сериала «Вольная грамота» (2018)

900 x 600.jpg

Аутентичность, зарубежные референсы и борьба с «лубком» — на примере сериала о крепостной России «Вольная грамота» художник по костюмам Елена Брянская рассказывает о профессии

Практические вопросы

14.jpg
Кадр из сериала «Вольная грамота» Фото: кинокомпания «Щука»

Задача художника в кино — перенести на экран некую фантазию. После первого прочтения сценария появляются первые эскизы — наброски твоего видения, черновики. И только после многочасовых разговоров с режиссером рождаются определенные образы, своего рода основа, на которую нанизываются идеи. По каждому персонажу я собираю отдельные папки — одежда, обувь, аксессуары, детали. Я их называю «милые мелочи». Затем из выбранного собираю пазл — детально прорисовываю эскизы, подбираю материалы, готовлю техническое задание на изготовление костюма. После раскроя и первой сборки мы начинаем «подгон» под актера. Мы имеем дело с кино, а не с индустрией моды, то есть актеры должны комфортно чувствовать себя в своей одежде длительное время. Кроме того, вещи надо будет стирать. Вышивка, пуговички, воротнички — все детали, которые есть на костюме, нужно к этому подготовить.

Конечно, у меня есть группа мастеров, которые занимаются пошивом одежды. Но я и сама шью — на «Вольной грамоте» я сделала практически все головные уборы и воротнички для главных героинь.

Эпоха 1830

13 несуразные рукава.jpg
Кадр из сериала «Вольная грамота» Фото: кинокомпания «Щука»

Действие сериала происходит в 1830 году, эпоху бидермейера. Если мы взглянем на картины того времени — увидим барышень-«валентинок», то есть женщин с огромным количеством бантиков и розочек, с несуразно пышными рукавами. Когда я узнала про выбранное время, ужаснулась: очень уж не люблю в жизни все «конфетное». К счастью, мы с Дмитрием Геннадьевичем Черкасовым, режиссером сериала «Вольная грамота», в этом плане близки: нам обоим не нравится «лубок».

18.jpg
Кадр из сериала «Вольная грамота»

Мы договорились, что актеры в кадре будут выглядеть максимально естественно, не парадно. Ведь история, которую мы снимаем, — про провинциальное российское дворянство. В быту дворяне того времени не носили нарядные платья и не ходили в перьях, они выглядели обыденно. Есть много нюансов, которые художник по костюмам должен изучить: как персонажи двигаются, чем они занимаются в свободное время. У нас было много консультантов, знакомых с бытом того времени, и детали мы собирали буквально по крупинкам.

Откуда берутся идеи

Для «Вольной грамоты» мы использовали широкий набор референсов из мирового и отечественного кино и литературы. Я очень люблю голливудский кинематограф 30-40-х годов и советское кино (например, «Война и мир» Бондарчука, «Дубровский», «Дворянское гнездо» Кончаловского). Понятно, что у меня есть любимые фильмы — «Звезда пленительного счастья», например.


12.jpg
На съемках сериала «Вольная грамота» Фото: кинокомпания «Щука»

Костюмы часто рождаются как аллюзии на определенные «культовые» фильмы, подходящие эпохе. Плащ, в который одет один из главных героев «Вольной грамоты», я увидела в картине «Банды Нью-Йорка». Мне нравятся фильмы BBC за их достаточную точность, за правильно выбранные тона и полутона времени. Но зарубежные референсы важно адаптировать под российские реалии.

Аутентичность

В историческом кино есть определенная «классика жанра», от которой никуда не денешься, например — крой и силуэт. В 1830 году не носили зеленого, и этот цвет нельзя использовать в кадре. На крупного актера вдвойне сложно сшить костюм, опять же из-за кроя.

Тем не менее приоритетными для меня остаются не мода и стиль, а то, подходит ли актеру тот или иной костюм, помогает ли он выразить нужный образ. Дотошная реконструкция только повредила бы фильму. Средний рост мужчины того времени был 1,60, а размер ноги девушки — 32. Попытка приладить моду тех дней к нашим фигурам была бы смехотворной. Поэтому главным было сохранить дух эпохи и при этом сделать костюмы достаточно удобными.

11.jpg
На съемках сериала «Вольная грамота» Фото: кинокомпания «Щука»

Слава богу, что сейчас есть интернет: я виртуально прогулялась по музеям мира, где выставлены аутентичные вещи. Некоторые аксессуары — точная копия экспонатов. Например, прозрачный капор главной героини или туфли одного из героев. Многое я купила на блошиных рынках, которые просто обожаю. Кружева для главной героини мне привезли из Ирландии и Брюсселя. Мы проработали в деталях все что смогли. Даже пуговицы на мундиры для нас спциально отлили в Санкт-Петербурге — найти «правильные», эпохи Николая I, где у двуглаого орла опущены крылья, оказалось невозможно. Таким деталям я уделяю огромнейшее внимание.

Кроме того, в выбранных материалах нет и намека на синтетику — только натуральное сукно, хлопок, батист российских и белорусских мануфактур.​ И в этом как художник я тоже видела отражение времени.

Какие образы и костюмы — особенные

10 Костюмы Полины - в трех цветах.jpg
Эскизы платьев для Полины из сериала «Вольная грамота» Фото: кинокомпания «Щука»

Как я уже говорила, при создании костюмов на «Вольной грамоте» активно использовались зарубежные референсы. Полина, главная героиня фильма, для меня — русская Джейн Эйр. Главный вопрос для меня был — как трансформировать ее из воздушной девушки, воспитывавшейся как графиня, в крепостную, и показать через костюм, как она внутренне выросла, перейдя через весь свой «ад». Эту задачу я решила цветом: изначальный костюм актрисы изумрудно-голубой, цвет счастья и благополучия, потом, в сложный период ее жизни, он становится серым и в заключительных сериях уходит в правильный синий цвет.


9.jpg
Эскизы платьев для Катерины Фото: кинокомпания «Щука»

Образ другой героини, Катерины, рождался с большим трудом. В конце концов, я пришла к режиссеру и говорю: «Давайте мы представим, что перед нами русская Жорж Санд. Потому что она — единственная женщина, которая скачет верхом и охотится наравне с мужчинами». Для актрисы мы сшили «амазонку» по лекалам из портновских журналов того времени, их удалось найти в библиотеке, на которую ушло почти двенадцать метров бархата. В итоге удалось создать интересный женский образ.

8.jpg
Кадр из сериала «Вольная грамота» Фото: кинокомпания «Щука»

7.jpg
Елена Брянская на съемках сериала «Вольная грамота» Фото: кинокомпания «Щука»

Одного из героев-мужчин мы за глаза называли «граф Дракула». В его образе присутствует достаточно много красного, бордового, что связано с его сценарным образом злодея. Когда зритель смотрит кино, он интуитивно по цветовому решению костюма понимает — положительный перед ним герой или отрицательный. Но важно делать и поправку на время. Несмотря на свой злодейский ореол, герой одет как истинный денди.

Крепостные в фильме

16.jpg
Кадр из сериала «Вольная грамота»

В «Вольной грамоте» много героев-крепостных. В создании их образов я опиралась на картины «Дворянское гнездо», «Дубровский», «Станционный смотритель». Крестьяне сопровождают наших героев на протяжении всей картины. Как и с дворянами, главным требованием режиссера было отойти от лубочности.


17.PNG
Кадр из сериала «Вольная грамота»

Я собрала достаточное количество аутентичных костюмов из домотканной ткани. Все это мы стирали и выбеливали, чтобы создать нужный эффект. Были актеры, которым приходилось ходить в рваной одежде, что им не очень нравилось, но я успокаивала их тем, что их персонажи в жизни бы не зашили рубаху: такое было время.

Взаимодействие с группой: режиссер, гример и художник-постановщик



6.jpg
На съемках сериала «Вольная грамота» Фото: кинокомпания «Щука»

Творческая команда — глаза и руки режиссера. Важнейшая задача для всех нас — работать на воплощение режиссерских идей. Первые полтора месяца «Вольной грамоты» мы общались по проекту каждый день. Читали сценарий, погружались в то время, обсуждали детали костюмов. Дмитрий Геннадиевич высылал съемочной команде большой список фильмов для просмотра, приблизительно соответствующих эпохе. Для него очень важно, чтобы образ был достоверным. Дмитрий Геннадиевич говорит: «Вы мне можете предложить все, что угодно. Но я задам вам один простой вопрос — видел ли я это где-нибудь еще?» Не нужно предлагать вариант режиссеру, если ты сам в нем сомневаешься.

5.jpg
На съемках сериала «Вольная грамота» Фото: кинокомпания «Щука»


50% успеха того или иного образа — работа художника по гриму. На «Вольной грамоте» наш гример Сережа Сирин давал очень много подсказок и советов по референсам. Однажды, в сложный момент поиска образа героя, он посоветовал мне посмотреть «Страшные сказки» Маттео Гарроне. Я нашла в нем нужные мне детали: воротник, туфли и браслет.

4 Все время на подхвате.jpg
Елена Брянская на съемках сериала «Вольная грамота» Фото: кинокомпания «Щука»

Когда становится известно, в каких интерьерах мы снимаем, героям необходимо попасть в их цвет и стиль. Но в подготовительный период не всегда удается плотно общаться с художником-постановщиком: он ищет объекты, постоянно в экспедициях. В связи с этим на «Вольной грамоте» возник комичный случай, когда наш герой встал у окна в красивом шелковом халате и в итоге практически слился со шторами. Пришлось внести изменения в костюм актера.

Я — одна из тех, кто не представляет себя без площадки. Есть художники по костюмам, которые на съемках практически не появляются. А для меня самый тяжелый этап — подготовительный, в нем немного не хватает драйва и вдохновения. Когда я на площадке, во мне бушует энергия. Я всегда на подхвате. Бывает, во время съемок шью костюмы или делаю шляпки. Могу даже сидеть на плейбеке и вышивать актрисе воротник.

Работа с актерами

3 Дракула  или нет.jpg
Кадр из сериала «Вольная грамота» Фото: кинокомпания «Щука»

Когда образы только рождаются, еще не знаешь, кого и на какие роли подберут. Иногда мне кажется, что я все придумала идеально, а в итоге утверждают актера, которому костюм катастрофически не идет. Поэтому я всегда прошу своевременно предоставлять мне каст. При первой встрече с актером я всегда спрашиваю: каким он видит свой образ. Иногда актеры подкидывают очень интересные идеи, иногда — капризничают, и приходится «стиснув зубы» молча делать свое дело. Но в 90% случаев актеры доверяются мне.

Современное кино или историческое?


Кадр из сериала «Вольная грамота»

Я люблю оба направления. Но, конечно, они абсолютно разные. Легко ли работать на современной истории? Наверное, легче: во-первых, здесь художник по костюмам практически не работает с актерами массовых сцен. Что в историческом кино — львиная доля труда. Второе отличие: простота производственного цикла. На современном фильме была ситуация, когда у меня оставалось только два часа, чтобы быстро смотаться в магазин и купить наряд актрисе. В историческом кино представить себе такое невозможно. В современных историях многие костюмы для героев я беру из своего гардероба или из того,что понравилось и было когда-то куплено на всякий случай.

Чего не хватает отечественному кинопроизводствy

15.jpg
Елена Брянская, художник по костюмам Фото: кинокомпания «Щука»


У художников по костюмам сегодня очень мало времени на подготовку, при этом — часто небольшой бюджет. Много приходится заниматься техническими моментами в ущерб творчеству. Актеров почти всегда утверждают в последний момент, что даже в современном кино очень тяжело (не говоря про историческое).

Конечно, не хватает ассистентов: их должно быть гораздо больше. Например, тех, кто занимается военными костюмами или актерами второго плана. Как художник по костюмам я должна складывать множество элементов в единую картину, а не работать по мелочам. Хотелось бы, чтобы актерские институты преподавали искусство ношения костюма. Артисты не умеют носить костюмы, головные уборы, платья, перчатки. Приходится учить их этому прямо на площадке.
Отсюда


Tags: Россия, костюм, шоу-бизнес
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo selyanka1 may 23, 2017 19:24
Buy for 30 tokens
30 жетонов Не размещаются материалы с экстремистскими и антизаконными призывами, с порнографией, с матами, с оскорблениями selyanka1 или ее друзей
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments