selyanka1 (selyanka1) wrote,
selyanka1
selyanka1

Categories:

Былинные костюмы Ольги Кручининой в фильме "Илья Муромец" (1956)

_900 x 600.png

После "Садко" Ольга Кручинина стала создавать костюмы для следyющего фильма  Александра Птушко "Илья Муромец", работа над которым заняла несколько лет. "Илья Муромец" - первое широкоформатное российское кино, что заставило внести свои коррективы в создание декораций и костюмов.


Ольга Семеновна на съемках фильма "Илья Муромец". Из фондов РГБИ

"Работа художников в фильме "Илья Муромец" - пример мастерства и изобретательности, заслуживающий пристального внимания, - писал легендарный художник-постановщик, дважды номинант на Оскар  (прим. за "Войну и мир") Г. А. Мясников, - Прежде всего стоит отметить, что художники проделали перед съемками гигантскую подготовительную работу, продолжавшуюся без малого два года. В этот период был изучен огромный историко-документальный материал в музеях, библиотеках и в местах расположения памятников старинной русской архитектуры.

Среди прочего источником вдохновения для этой кинобылины стали картины В. Васнецова
.

Кадр из фильма "Илья Муромец"
.
2.jpg
"Богатырский галоп", В. Васнецов
.
3.jpg
Кадр из фильма "Илья Муромец"
.
4.jpg
В. Васнецов "Витязь на распутье"
.
5.jpg
Кадр из фильма "Илья Муромец"
.
6.jpg
В.М. Васнецов. "Бой скифов со славянами"
.

Слева: эскиз костюма к фильму Илья Муромец. Художник по костюмам О. С. Кручинина
Справа: кадр из фильма "Илья Муромец"
.

На съемках фильма "Илья Муромец" М.Пуговкин, А.Абрикосов, члены съемочной группы

Ну и конечно в решении декорационной среды и костюма Руси художники Е. Куманьков, Е. Свидетелев и О. Кручинина исходили из богатого наследия русской культуры XII - XIII вв. Это памятники Владимирско-Суздальской и Киевской архитектуры, русская иконопись, русская и греческая миниатюра.

В поисках колористического решения фильма художники копировали образцы старинных русских икон".
.
7  Capture.PNG
Слева: Владимир и вмц. Варвара. Икона. 1908 - 1917 гг. (ГИМ). Справа: Икона Борис и Глеб, XIV в.

У иконописи позаимствована не только цветовая гамма. Металлизированные и перламутровые фактуры тканей нарядов Князя и Княгини одновременно подчеркивают их высокий статус и создают иллюзию внутреннего свечения, как у иконы.
.
8.jpg
Кадр из фильма "Илья Муромец"
.

Эскиз костюма к фильму Илья Муромец. Художник по костюмам О. С. Кручинина
.
10.jpg
Кадр из фильма "Илья Муромец"
.
11 Capture.PNG
Эскизы костюмов Князя и Княгини. Художник по костюмам О. Кручинина. Фонд РГБИ
.
13.jpg
Кадр из фильма "Илья Муромец"

Особенно это впечатляет в темных сценах - словно никакая тень не сможет затмить княжеского сияния.
.
14.jpg
Кадр из фильма "Илья Муромец"

На Мосфильме сохранился этот костюм, предлагаю вам детально рассмотреть его:
15.jpg

16.jpg

Конечно, время его потрепало, но вы еще можете оценить сложную работу по созданию фактуры ткани: тут и вышивки, и металлические накладки...
.
17  Capture.PNG

В ответ на вопрос в комментариях. Подвески на короне называются " катасисты", часто присутствуют на византийских мозаиках. Внизу император Александр на мозаике из Hagia Sophia. Еще одна мозаика с такой короной есть в посте о фильме "Сказка о царе Салтане".




"Все, относящееся к стольному Киеву, Карачарову, и в эскизах, и в фильме воплощено в монументальных архитектурных формах, в жизнеутверждающем колорите, оптимистически окрашивающем светлое начало былины" - снова тут и дальше цитирую статью Г. Мясникова.
.
19.jpg
Кадр из фильма "Илья Муромец"

"Все, относящееся к царству Калина, решено в тяжелых, неуклюжих формах, в оранжево-коричневых, мрачных тонах.
.
20.jpg
Кадр из фильма "Илья Муромец"

В таком же духе выдержаны и костюмы. Богатырские доспехи, торжественные одежды Владимира, бояр, Василисы - их строгость, ясность покроя, мажорность цветосочетаний противопоставлены экзотической декоративности тугар. На костюме в фильме лежит печать тонкого вкуса и высокого мастерства замечательной художницы О. Кручининой"
.
21.jpg
Войско и богатыри. Эскиз костюмов к фильму "Илья Муромец". Художник по костюмам О. Кручинина. Музей кино

Все это создало "нежный покров поэтичности, которым прикрыта историческая жизнь народа, отраженная в былине" (цитата из статьи А. Птушко).

отсюда
Не знаю, нужно ли рассказывать, что этот фильм в США также был переделан и изуродован. "Меч и дракон" называется. И главное в этом фильме - это, оказывается, рекорд Гиннесса по количеству массовки. Ни одного русского имени на постере и ни одного упоминания СССР.
.


Tags: Россия, костюм, шоу-бизнес
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo selyanka1 may 23, 2017 19:24
Buy for 30 tokens
30 жетонов Не размещаются материалы с экстремистскими и антизаконными призывами, с порнографией, с матами, с оскорблениями selyanka1 или ее друзей
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments