После нескольких экранизаций сказов и эпических былин, требующих максимального приближения к историческому источнику, художник по костюмам Ольга Кручинина присоединилась к Александру Птушко в работе над сказками Пушкина, ироничный тон которых в переложении на язык кино диктовал другую стилистику и более фантазийные, временами, гротескные, образы. Первой такой сказкой стал фильм "Сказка о царе Салтане", вышедший в 1966 году.
Фото Dmitri Kessel для журнала LIFE, 1967 г. На съемках фильма "Сказка о царе Салтане". "Три девицы под окном" (с.)
.
Фото Dmitri Kessel для журнала LIFE, 1967 г. На съемках фильма "Сказка о царе Салтане".
.
Уже в эскизах художник по костюмам точно передала характер персонажей. Ольга Семеновна считала, что эскиз - это большая и очень ответственная часть работы: "По-моему, эскиз имеет колоссальное значение. Ведь на нем режиссер впервые воочию видит изображение будущих действующих лиц. И очень важной оценкой твоего результата является то, что режиссер, глядя на эскиз, зовет своего помощника и говорит ему: вот, мол, такого именно актера ищи на эту роль".
Костюмы в фильме "Сказка о царе Салтане" (1966 г) стилизованы под византийские одежды, но при этом не лишены сказочно-иллюстративной условности.
.
Кадр из фильма. Сцена свадьбы
Например, костюм царя Салтана, сшит из золотой парчи, вышит византийскими кругами и украшен металлическими, чеканными бляхами. Эта ритмичная дробность вызывает в памяти византийские мозаики.
.
Условность - условностью, но обратите внимание, что внутри каждого византийского круга вышит солярный символ (т.е. солнце). У древних славян солнце воплощало собой победу светлых сил над темными, торжество добра над злом. И золотой цвет одежды ("весь сияя в злате, Царь Салтан сидит в палате" (с.)) - это цвет дневного светила, исконно царский цвет
Солярные знаки восточных славян. Их обереговое применение
Деталь костюма
.
Деталь костюма. Чеканка по металлу
Костюм Царицы сшит из парчи нежно-лилового цвета.
.
Слева кадр из фильма, справа римская мозаика "Мария, Королева Небес" / Богоматерь в Трастевере в базилике Basilica di Santa Maria in Trastevere, Рим. 12-13 века
Этот наряд тоже сделан в византийском стиле. Его отличает сложная фактура, вызывающая ощущение глубины и зыбкости.
.
Детали костюма Царицы.
Детали костюма Царицы.
Что касается персонажа "Царевна - Лебедь", то создатели фильма сознательно ушли от известного врубелевского образа.
.
Ольга Семеновна еще более визуально удлинила шею актрисы у-образным вырезом. Само платье простое по фасону, сшито из нескольких слоев полупрозрачной ткани, и подчеркивает хрупкость, призрачность персонажа - словно Царевна-Лебедь соткана из утреннего тумана и прибрежных брызг... К тому же оно не скрывает грации актрисы (тогда балерины Большого театра) Ксении Рябинкиной
.
На этом кадре видно, как актриса старается подражать пластике лебедя.
Для того, чтобы сильнее подчеркнуть сходство персонажа с птицей, Кручинина вместо огромного врубелевского кокошника надела на голову актрисе тонкий обруч с подвесками,
.
а позже - расшитую жемчугом шапочку, увенчанную изящной короной. И получилась Царевна - Лебедь: с длинной шеей, маленькой головкой и большими рукавами-крыльями...
.
.
Сейчас головной убор можно увидеть в музее Мосфильма
Отсюда
Ну и добавлю фото со съемок
.
На съемочной площадке фильма "Сказка о царе Салтане". В центре - режиссер Александр Птушко.
.
Репортаж фотографа Dmitri Kessel о киностудии "Мосфильм" для журнала LIFE. 1967 г. Птушко (справа) на съемках фильма "Сказка о царе Салтане"
.
Фрагмент фотографии последнего съемочного дня "Сказки о царе Салтане", апрель 1966 г. Крайний слева в верхнем ряду - режиссер А. Птушко, крайняя справа в нижнем - О. Кручинина. Из фондов РГБ
.
"Съемки идут полным ходом, а у нас есть только "дядька их морской" — артист Бармин ростом 1 метр 98 сантиметров. Где взять 33 богатыря ему под стать? Поскольку мы снимали в Севастополе, в Камышовой бухте, я обегала весь город и ни одного не нашла.
Сижу на скамейке возле Русского театра, ем мороженое и плачу. Выходит молодой человек — огромный, красивый!
Спрашивает: "Почему второй режиссер рыдает?"
"Потому что, — говорю, — мне нужны такие богатыри, как вы!"
"Так в чем дело? Поехали!"
Приехали мы с ним на базу торпедных катеров, и там мне "выдали" матросов, как на подбор, — высоких, статных. Но было к исполнителям еще одно требование: костюмы, которые придумала для богатырей одна из лучших художниц нашего кино Ольга Кручинина, открывали ноги, поэтому они должны были быть стройными. Построила я этих матросов и попросила… снять брюки. Те, чьи ноги подошли, и снимались в "Сказке о царе Салтане"
.
А еще в "Сказке о царе Салтане" была выдра по кличке Сережа, которая "играла"… воротник. У боярина на шубе был выдровый воротник. Когда камеру останавливали, дрессировщик кричал: "Сережа, ко мне!", "воротник" вскакивал и убегал.
.
Не знаю, у какого боярина это было, но вот помещу такую фотографию из фильма, попробуйте угадать, не Сережа ли тут случайно на шее висит.
Journal information