

Фото со съемочной площадки
Главный герой фильма - Руслан. Из-за кольчуги, плаща и шлема он нам напоминает былинного героя. Он так одет потому, что большую часть фильма или воюет, или странствует.

Обратите внимание на эту интересную кольчугу. "Мне попалась на глаза одна старая болгарская икона, - рассказывала в интервью О. Кручинина, - и поразило то, что посреди груди на кольчуге был как-бы цветок, от которого лучами расходились его чешуйчатые части.
Мне показалось, что это может добавить образу Руслана стремительности изображения".

И еще одна интересная деталь: "У Руслана, как на старых иконах, поверх лат есть нагрудные ремни. Они играли функциональную роль: к ним сзади крепился щит, закрывавший спину, а слева привязывался плащ".

Слева: Не болгарская икона, но доспех похожего дизайна. Monastery of Vatopedi, Agion Oros
Как создавались такие костюмы? "Чтобы в работу сдать заказ, надо все точно прорисовать, каждую детальку. Мы сделали макет одежки [доспеха Руслана] и я на ней фломастером прорисовывала все эти бляшки. Потом уточняла на столе.
Делал этот доспех очень хороший чеканщик - художник Олег Уткин. Ему пришлось чеканить каждую бляшку.

Весь этот костюм, в том числе, сложный металлический шлем, делался с расчетом на актера Олега Видова. Не говоря уж о рубашке, брюках, сапогах. И так получилось, что Видов был утвержден, и ждали, что вот-вот съемка начнется, уже времени что-то менять не было, и вдруг оказывается, что он не может сниматься. Ждать было больше нельзя, и быстренько ему нашли замену - Козинца Валеру. Но он намного больше Видова - шире, выше ростом, а переделывать костюмы уже некогда было… И знаете, когда я вижу Валеру Козинца в костюме Олега Видова у меня внутри прям все съеживается, потому что ему коротка эта одежда, все тесно, он мучился ужасно. Я видела, как он в перерывах мнет этот шлем, чтобы он ему не давил. Но терпел, потому что сниматься ему хотелось, тем более, в такой роли".
.

У костюмов князя Владимира византийские, величественные формы, сшиты они из дорогих материалов - парчи и бархата.

Эти одежды украшает роскошная вышивка камнями и жемчугом.
.

Кадр из фильма
.


Каждая деталь костюма продумана и изящно, точно выполнена. Венцы князя изготовлены из металла и украшены жемчугом и стразами. Подвески на короне называются " катасисты" и произошли от завязок по сути. То есть диадемы начинались с тканевых головных уборов и постепенно стали ювелирными украшениями, а завязки "перекочевали" ближе к вискам и стали вот такими красивыми подвесками.

Второй костюм Князя из фильма "Руслан и Людмила". Музей Мосфильма.

Детали костюма
.

Парчовый костюм украшает великолепное ожерелье-бармы.

Кадр из фильма
.

Бармы, знак царской власти, пришел в Россию из Византии.

Бармы-ожерелье XII века, найденные в 1822 году в Старой Рязани (Оружейная палата)
.

Совершенно невероятное впечатление производят костюмы Черномора и его слуг.
"Нужно было придумать образ самого Черномора и его окружения не банальным… найти что-то такое, что было бы противоположным русскому стилю князя Владимира" - вспоминала Ольга Семеновна.
.

Кадр из фильма
.

В глаза сразу бросается его индейский орнамент. "Я случайно наткнулась на книгу, которая была посвящена керамике Перу - это очень далекое от России искусство, с интересной, какой-то страшной орнаментикой". Роспись этой керамики и легла в основу декорирования костюма Черномора", - рассказывала Ольга Кручинина.
.


Слева: костюм Черномора. Вид спереди. Справа: керамика Наска
.

Слева: керамика Наска. Справа: фрагмент подола костюма Черномора.

Черномор, как сильно экзотический маг, в хоромах своих содержал, конечно же, не менее экзотических птиц. Попугаев.
.

Птушко общается с артистом массовых сцен).
Этот попугай настоящий. А вообще там было много фейковых. Помните, в "Руслане и Людмиле" в покоях главной героини было много попугаев? Такого количества попугаев съемочная группа достать не смогла, поэтому их роль сыграли голуби. Птушко попросил приделать им хохолки и приклеить большие клювы. Практически невозможно было отличить!
Ольга Семеновна рассказывала, что острая форма плечей слуг Черномора была позаимствована ею из индонезийской одежды, но мне тут видится сиамский костюм

Слева: эскиз костюма слуги Черномора. Художник по костюмам О. Кручининой. Из фондов РГБИ. Справа: кадр из фильма
.

Кадр из фильма
.

Головные уборы служанок были позаимствованы из чувашского национального костюма.

Кадр из фильма

"Когда она [Людмила] в царстве Черномора, нужно было, чтобы ее костюм не вырывался из этой общей гаммы, поэтому я ей сделала бледно-розовый костюм, который хорошо вписался в ту холодную гамму сиреневых, зеленых тонов.

"Это целая история, как мы делали этот костюм, как искали материалы, потому что очень трудно было с материалами, с тканями.

... кроме шелков, которые приходилось красить, нужны были какие-то детали из серебряных нитей, которыми были украшены одежда и головной убор... Купить было невозможно, поэтому приходилось разбирать ткань платья на ниточки, вытаскивать оттуда серебряные нити и вышивать ими выпуклые детали ее костюма.
Также и жемчуг. Сами красили стандартный белый жемчуг в разные розовые и голубые тона с помощью цветного лака. Очень трудно было с имитацией драгоценных камушков. Купить их было невозможно, причем необходимость была в таких камнях, которые можно было пришить к платью... Однажды нам повезло, мы купили по объявлению старую балетную юбочку и всю ее отделку (там были и камешки) перешили на костюм Людмилы", - рассказывала Ольга Кручинина

Но кто из зрителей об этом знает? Трудностей было много, но они не пугали и не останавливали создателей кино-сказки.
Как-то Ольгу Семеновну спросили "Семь картин с Птушко - Вы так сильно любите сказки?" - "Нет, конечно, - ответила она, - это чисто случайно, скорее, из-за того, что это он любил сказки. Но меня, конечно, прельстила возможность разнообразия костюмов, разнообразия образов".
Отсюда
И добавлю еще несколько найденных в сети эскизов костюмов к этому фильму с разных выставок.
Очень интересно создан образ Наины
.

Слева эскиз, справа кадр из фильма.

А здесь она выглядит просто как старая сморщенная ведьма, из котоpой вот-вот насчет сыпаться пыль.
.

Слева эскиз, справа кадр из фильма.
.

Фрагмент эскиза

Кадр из фильма
Еще на одной из выставок нашелся вот такой рисунок.
.

О.С. Кручинина. Эскиз к фильму "Руслан и Людмила", 1970 г., режиссер А. Л. Птушко
И подозреваю я, что это печенеги, просто их образы слегка подкоррeктировали в процессе подготовки к съемкам
.


Птушко и Кручинина, да и все другие члены съемочных групп, работавшие с ними, делали чудеса своими руками, для себя и для нас. Они верили в эти чудеса, вкладывали в них столько собственного труда, чувства и знаний, что это до сих пор передается нам с экрана. Низкий поклон им за это!
Journal information