selyanka1 (selyanka1) wrote,
selyanka1
selyanka1

Category:

Советские актрисы в чалме



По следам поста о мужских образах в чалме и тюрбане в советских фильмах этот пост о женских образах тоже.

Чалма исторически женским головным убором на территории России никогда не являлась.

Не носили женщины такое, по-моему, ни в одной части страны, ни на западе, ни на востоке, в отличие от мужчин, у которых чалма периодически была модным головным убором, и это можно увидеть и в изображениях на иконах, и на некоторых рисунках в летописях, и на некоторых западных гравюрах путешественников, посетивших Россию (Татарию, Московию)

Последний раз мода на мужскую чалму была при Василии III (правил в 1505 - 1533 годах), согласно,например, гравюрам из книги  С. Герберштейна "Записки о Московии" 1576 года., а также изображению на иконе Дионисия "Митрополит Алексий с житием.", датируемой концом XV – началом XVI века, как-раз царствование Василия и есть, и изображению на иконе "Ксения с житием", написанной в 1551 году (насколько я понимаю, никто не делал специального исследования на предмет изучения одежды, изображенной на русских иконах, а зря, достаточно  достоверные источники по истории русского костюма на самом деле) .

При этом на Руси мужчины обматывали чалму вокруг некой шапочки/ колпака, а не вокруг головы, то есть это была своего рода шапка, обмотанная куском ткани для красоты, тепла и защиты головы от сабельного или еще какого удара.

Что же касается женских чалм и тюрбанов, то они впервые появились в России благодаря влиянию Франции и только в XIX веке. Ну и носились соответственно только отдельными модницами из высшего света, за пределы этого достаточно "маргинального" круга из знати они в народные женские массы тогда не вышли.

Осталось достаточно много картин, на которых видно, что эти заимствованные из французской моды тюрбаны женщины в России или делали в форме oкруглых шапочек -беретиков или как-то так обвязывали вокруг головы, что с одной стороны вроде как традиционная русская шаль/ платок/ косынка, которую испокон веков было принято вокруг головы повязывать, а с другой стороны, выглядит "по-модному", как тюрбан французский, то есть побольше, попышнее, " в какой-то степени даже "поцыганистей". Кстати, может поэтому в массы народные и не пошло. Народные массы, близкие к модной знати, посчитали это странной формой шали/ платка, завязанной странным образом.  И не прижилось.

Не уверена, когда чалмы/ тюрбаны как женский головной убор вышли в народ, подозреваю, что это было во время войны, чтобы голова выглядела красиво и опрятно, даже если мыло в дефиците и парикмахерские не работают.  Есть картина Покаржевского Петра Дмитриевича "Ткачиха" 1943 года, и там очень такой тюрбан у дамы на голове. Но опять же, повязанный как-то по-особенному, чем-то все-таки напоминая вариант косынки, шали

Ну а после войны мода на тюрбанные образы получила новый всплеск популярности, благодаря западным киноактрисам, например, Элизабет Тейлор или Софи Лорен.

В последние годы был еще один большой всплеск уже с африканскими заимствованиями. В Африке похожие на тюрбаны головные уборы по-другому называются, но тем не менее в России воспринимаются как тюрбаны.

Ну а теперь можно, наконец, посмотреть на фото советских актрис.

********************
Здесь отдельно стоят три сказки о Шехерезаде (кстати, совместное производство с Сирией), там своя восточная и сказочная специфика. Русского здесь ничего нет, типичная восточная сказка, красивая и экзотическая

Белогурова Лариса Владимировна

Лариса Белогурова  И еще одна ночь Шехерезады 1984 Лариса Белогурова принцесса Малика  3.jpg
Принцесса Малика, дочь Халифа.  "И ещё одна ночь Шехерезады…" 1984 г. 

Тонунц Елена Константиновна



Елена Тонунц сыграла роль Шахерезады в трех фильмах - "И ещё одна ночь Шахерезады… 1984 г, "Новые сказки Шахерезады" 1986 г.,  "Последняя ночь Шахерезады" 1987 г.



Яндиева Тамара Хаважовна

Тамара Яндиева  Новые сказки Шахерезады 1986  Тамара Яндиева принцесса Эсмэгюль 1.jpg

Тамара Яндиева  снялась в роли принцессы Эсмигюль в двух фильмах о Шахерезаде - "Новые сказки Шахерезады" 1986 г. и  "Последняя ночь Шахерезады" 1987 г.

Тамара Яндиева  Последняя ночь Шахерезады 1987 Тамара Яндиева принцесса Эсмигюль 2.jpg
Тамара Яндиева  Новые сказки Шахерезады 1986  Тамара Яндиева принцесса Эсмэгюль.jpg

********************
Отдельно стоят две "невосточные" сказки  - "31 июня" и "Кольца Альманзора", там тоже своя чисто сказочная специфика. В "Кольцах Альманзора" слегка "пиратско-восточная".

Трубникова Наталья Евгеньевна


Принцесса Мелисента. "31 июня" 1978 г.


Дмитриева Людмила Борисовна


Принцесса Августа (слева). "Кольца Альманзора"  1977 г.

Смирнова Светлана Станиславовна


Принцесса Алели. "Кольца Альманзора" 1977 г.

На фото выше, где она справа изображена с сестрой принцессой Августой, хорошо видно, что ее чалма обвязана вокруг круглой шапочки


Фёдорова Е.


Кукла Нур-Султанэ "Кольца Альманзора" 1977 г

********************
И все остальное, где актрисы носят чалму как модный головной убор, или в фильме, или сами по себе, потому что лично им нравится.

И вот именно здесь очень хорошо видно, насколько эти чалмы-тюрбаны русские. Они или шалево-косыночные, завязанные вокруг головы определенным образом, не как традиционная шаль, или по форме приближаются к какому-то традиционному русскому головному убору в виде круглой шапочки. Не знаю, нужны ли картинки, или сами форму узнаете.

Коренева Елена Алексеевна

1  Елена Коренева.PNG


Сафонова Елена Всеволодовна

Елена Сафонова.jpg
Александра, мать Бориса. "Женщина с лилиями" 2016 г.


Соловей Елена Яковлевна

1975 Раба любви.jpg
Ольга Николаевна Вознесенская, актриса немого кино. "Раба любви" 1975 г.


Фрейндлих Алиса Бруновна

СТАРОМОДНАЯ КОМЕДИЯ (1978).jpg
Лидия Васильевна Жербер "Старомодная комедия" 1978 г. 

Гурченко Людмила Марковна

Captuddsre.PNG
11.jpg



Ну и в заключение вот эта вот картинка с шикарнейшим головным убором. Чтобы подытожить.



Лора Чивли. "Идеальный муж" 1980 г.

Это не чалма и не тюрбан, это такая шапочка, но я не могла  не вставить ее как пример формы головного убора.

У Гурченко было огромное количество шляпок и беретиков вот именно  такой формы, как у чалмы. И она часто повязывала именно таким специфическим образом косынки и платочки, чтобы получилась похожая форма. Ей очень это идет.

Вот этот вот конкретный головной убор очень хорошо показывает, что при попытках выдать какой-то элитный головной убор в голове дизайнера восточная чалма и русская косынка, а также разнообразные русские традиционные головные уборы слились вот в такой вот форме. Поблестящей только, позолотистей. Побогаче, подороже... При этом в костюме женщины, которая по сценарию англичанка, хаха.




Tags: Россия, костюм, шоу-бизнес
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo selyanka1 may 23, 2017 19:24
Buy for 30 tokens
30 жетонов Не размещаются материалы с экстремистскими и антизаконными призывами, с порнографией, с матами, с оскорблениями selyanka1 или ее друзей
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 50 comments