selyanka1 (selyanka1) wrote,
selyanka1
selyanka1

Categories:

Шайтан в юбке / "Ханума" (1978)

"Не женщина она — шайтан в юбке! Пьет — не закусывает, табак нюхает… Рука у нее тяжелая". Если так говорит о героине влюбленный мужчина, то какая же она на самом деле?! Чистый огонь, Ханума!

_900 x 600.jpg

Большая удача, что музыкальный спектакль "Ханума" Ленинградского Большого драматического театра, поставленный Георгием Товстоноговым в 1972 году, был через 6 лет записан для телевидения. И до сих пор поднимает настроение зрителям. В постановке сошлись звезды: качественная переработка текста (сравните с оригинальным текстом Авксентия Цагарели), музыка Гии Канчели и прекрасная актерская игра.

"Хануму" ставили и продолжают ставить, и сравнивая с другими версиями, можно увидеть, насколько великолепно играют актеры БДТ и, в первую очередь, Людмила Макарова (Ханума), Владислав Стржельчик (князь Вано Пантиашвили) и Николай Трофимов (Акоп).


Сценографию спектакля сделал художник Иосиф Сумбаташвили. Первый вариант, похожий на "старый Тбилиси", режиссеру не понравился. Он предложил художнику сделать "фантасмагорию Пиросмани. Не быт, не географию, а фантасмагорию!".

Контрапунктом наивному примитивизму Пиросмани выступают патетические строки грузинского князя и поэта Григола Орбелиани 1861 года:

"Только я глаза закрою — предо мною ты встаешь!
Только я глаза открою — над ресницами плывешь!"

Как объясняет сам Товстоногов, "Ностальгия по отношению к ушедшему миру — эта тема дает водевильной пьесе поэтический и грустный подтекст. Она выражена и музыкально, и пластически-танцевально, и в стихах Орбелиани". Режиссера, чье детство прошло в Тбилиси 1920-х, а мама была грузинкой, с Грузией связывали, конечно, особые отношения, и это чувствуется.

Действие пьесы перенесено с 1860-х, как у Цагарели, на конец века. Дамские наряды уже не такие громоздкие, мужские (в первую очередь, Котэ — Геннадий Богачев) приближены к современным. На решение костюмов повлияли главные референсы: Пиросмани и Орбелиани, они сочетают в себе необходимые для колорита национальные черты, театральность и возвышенный романтизм.

Заметили ли вы цветовое решение в костюмах героев. Белая чоха и сапоги, голубая атласная рубаха и брюки князя Вано сочетаются с голубым платьем его сестры Тэкле (Мария Призван-Соколова), темно-голубой косовороткой слуги Тимотэ (Всеволод Кузнецов) и серым костюмом Котэ.

2 Xanuma-1978-Xvi-D-DVDRip-Alex-Bars-avi-snapshot-00-09-34-2019-08.jpg

3Xanuma-1978-Xvi-D-DVDRip-Alex-Bars-avi-snapshot-00-14-38-2019-08.jpg

4Xanuma-1978-Xvi-D-DVDRip-Alex-Bars-avi-snapshot-02-12-15-2019-08.jpg

5Xanuma-1978-Xvi-D-DVDRip-Alex-Bars-avi-snapshot-00-10-13-2019-08.jpg

Антитезой холодной цветовой гамме грузинского княжеского семейства служат теплые абрикосовые оттенки армянской купеческой семьи: кафтан попроще, рубаха, кушак у Микича (Вадим Медведев), платье Соны (Елена Алексеева) и рубаха Акопа.

6Xanuma-1978-Xvi-D-DVDRip-Alex-Bars-avi-snapshot-00-20-25-2019-08.jpg

7Xanuma-1978-Xvi-D-DVDRip-Alex-Bars-avi-snapshot-01-55-21-2019-08.jpg

8Xanuma-1978-Xvi-D-DVDRip-Alex-Bars-avi-snapshot-02-05-35-2019-08.jpg

В этом цветовом противостоянии безраздельно царствует красный наряд Ханумы. Бархатный катиби (укороченный кафтанчик) свахи оторочен мехом, красное атласн

X9anuma-1978-Xvi-D-DVDRip-Alex-Bars-avi-snapshot-02-13-24-2019-08.jpg


i10mage.jpg
Костюм Людмилы Макаровой. Источник фото — Музей истории Петербурга. Художник И.Г.Сумбаташвили

Головной убор (тавхурва) и два туго накрученных локона у лица покрыты лечаки — белой кружевной вуалью. Такие же головные уборы, прически и пояса — узнаваемые национальные детали костюмов — у Тэкле, Кабото (Валентина Ковель) и бабушки Ануш (Марина Адашевская).


11Xanuma-1978-Xvi-D-DVDRip-Alex-Bars-avi-snapshot-00-03-23-2019-08.jpg


12Xanuma-1978-Xvi-D-DVDRip-Alex-Bars-avi-snapshot-00-44-15-2019-08.jpg

Антитезой огненной Хануме выступает завистница Кабото в серо-черном платье.


13Xanuma-1978-Xvi-D-DVDRip-Alex-Bars-avi-snapshot-00-40-46-2019-08.jpg

14Xanuma-1978-Xvi-D-DVDRip-Alex-Bars-avi-snapshot-00-14-12-2019-08.jpg


Выделяется Сона, одетая и причесанная по общеевропейской моде, как и ее возлюбленный Котэ. Оба героя — романтическая пара — стоят вне национальной идентичности и стереотипов своего общества. Сона любит Котэ не потому что он князь, а Котэ любит Сону не за деньги ее отца.

15Xanuma-1978-Xvi-D-DVDRip-Alex-Bars-avi-snapshot-00-43-40-2019-08.jpg

И в заключение вопрос на засыпку. В одном из интервью Товстоногов говорил, что одна из свах у него армянка, а другая — грузинка. В оригинальной пьесе и Кабато и Ханума — обе армянки.

А вы как думаете?

16Xanuma-1978-Xvi-D-DVDRip-Alex-Bars-avi-snapshot-00-40-17-2019-08.jpg
Отсюда


Tags: Россия, костюм, шоу-бизнес
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo selyanka1 август 23, 2017 19:24
Buy for 30 tokens
30 жетонов Не размещаются материалы с экстремистскими и антизаконными призывами, с порнографией, с матами, с оскорблениями selyanka1 или ее друзей
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments

Recent Posts from This Journal