
В 1949 году режиссер Иван Пырьев снял одну из самых красочных, радостных и веселых музыкальных комедий сталинской эпохи - фильм "Кубанские казаки".
Из-за постоянно менявшихся идеологических ориентиров у фильма была непростая судьба, но он до сих пор радует публику и интересной историей, и шикарной игрой актеров, и прекрасными костюмами. Oн входит в кинодвадцатку самых популярных советских лент и в "Золотую серию" советского кинематографа
Мне повезло найти научную работу двух аспирантов Краснодарского государственного института культуры - Максимовой А. В. и Мэлоян Э.С. про костюмы в этом фильме, и после добавления картинок, сокращения текста и избавления от слишком умных слов типа "семантические коннотации", "вернакулярный стиль", "амбивалентность экранного амплуа" и т.д., получился вот этот пост.
В фильме работала целая команда талантливых художников: известный советский художник-станковист Ю. Пименов, кинодекораторы Б. Чеботарев и Г. Турылев, а также художник по костюму К. Урбетис.
Надо сказать, что в кино над декорациями и костюмами долгое время работали театральные художники, специалистов именно для кино во ВГИКе начали готовить только с 1977 года, когда была открыта мастерская художников по костюму.
Константин Урбетис был выпускником Высшего художественно-технического института (ВХУТЕИН) 1930 года и работал в кино в 1936. С режиссером И.А. Пырьевым Урбетис начал работать во время съемок фильма "Сказание о земле Сибирской" (1947), а затем сразу же перешел в съемочную группу "Кубанских казаков"
Давайте рассмотрим костюмы главных действующих лиц и второстепенных персонажей.
Мужской костюм составляет цветовую оппозицию женскому: в первом сдержанность, локальность цвета (красный, белый, голубой), переходящая даже в монохромность, графичность, во втором – безудержная стихия цвета, перегруженность и пестрота орнаментального рисунка.
В мужском костюме можно выделить три основных комплекса: "традиционный" (стилизованный), полутрадиционный и урбанизированный.
Традиционный (стилизованный) представлен традиционными элементами костюма кубанских казаков: черкеска, бешмет, башлык, наборной пояс, шапка-кубанка. В казачье платье – черкеску одеты молодые казаки в концертных номерах и на скачках. Самодеятельный коллектив танцует в черных и синих черкесках, красных бешметах и черных кубанках с красным верхом. Коневод Василий солирует в ослепительно белой черкеске с красными широкими отворотами на рукавах, в ярко-красном бешмете и такого же цвета башлыке.


Костюм Николая Ковалева лишен ярких цветов. Темно-серый бешмет, черная кубанка с серым верхом, черное галифе и такого же цвета башлык, отделанный белым кантом, их разбавляет голубой цвет в отделке белой черкески (отвороты). При этом обязательный элемент праздничного костюма – казачий пояс с кинжалом, атрибут настоящего казака.
"Облегченный" вариант казачьего костюма – бешмет, кубанка, брюки-галифе с сапогами.

В ярмарочном эпизоде Николай Ковалев появляется в серебристом атласном бешмете, гармонирующем по цвету с серо-голубым ситцевым платьем Даши Шелест.


Ворон расстается со своей гимнастеркой в двух случаях – на концерте художественной самодеятельности и на скачках.


На скачках Ворон меняет гимнастерку на ярко-красный бешмет.
Вне зависимости от смены декораций два элемента – низкая шапка "кубанка" из курпея или каракуля с плоским донышком из ткани и кожаный (ременный) пояс с металлическим набором– являются маркерами региональной специфики одежды, даже если последняя в основных своих элементах приближена к городскому типу.
Во многих сценах, за исключением трудовых, колхозная молодежь, да и люди старшего поколения, носят с рубахой навыпуск или бешметом темные галифе, "выдержавшие испытание на свою целесообразность и функциональность" и сравнительно долго удерживавшиеся в бытовом костюме

Белые рубахи украшены вышивкой мелкого растительного или геометрического орнамента (нагрудная планка, воротник-стойка, край рукава, подол).

Коневод Василий на ярмарке красуется в белой рубахе с красной отделкой: воротник, шнуровка на груди и оторочка по краю рукава. Василий вообще часто переодевается, демонстрируя широкий спектр разнообразных костюмов


Однако, другой, более удачливый кавалер Николай предстает перед Дашей в солидном двубортном бостоновском костюме темно-синего цвета с широкими брюками. Такой наряд считался образцом высокой моды, знаком сталинского "благополучия".
.

Приобретший популярность в мужской среде гладкоокрашенный черный или темно-синий чистошерстяной бостон считался престижной тканью вплоть до конца 1960-х годов.
Рядом с представительной фигурой Николая очень эффектно смотрится Даша Шелест в ослепительно белой нарядной кофте, длинной красной юбке и прозрачном шарфе, накинутом на голову.

Основные компоненты женского костюма – разной длины юбка и кофта модных фасонов, сшитые из разнообразных по цвету и рисунку тканей, платок/шаль и шарф.
Цельнокроеное платье встречается редко.
Важную роль играет орнаментальный рисунок плательных тканей и платков – крупный яркий узор из роз в "народном вкусе", мелкоузорчатые растительно-цветочные мотивы и каймы (павлопосадские платки). Имперскую роскошь и тяжеловесность костюма оттеняют воланы, оборки, рюши, фурнитура – атласные ленты, гипюр и аксессуары – нитки красных, черных, синих и белых жемчужных бус (намиста).

В первом случае она одета в красную цветастую юбку, красный платок, розовую кофту и зеленоватый пиджак, во втором – в голубой бешмет и кубанку.

Некоторый "намек" на местный кубанский стиль художник делает в эстрадных костюмах двух птичниц – Христофоровны и Никоноровны. Они облачены в яркие пестрые наряды: красные цветастые украшенные оборками длинные юбки с рисунком, красные кофты, накинутые на плечи белые платки с каймами из красных роз и зеленых гирлянд, на головах черные с розами платки-повязки, сшитые наподобие шапочки (колпак, шлычка), концы которых завязаны вверху бантом (метелик)

Колоритной деталью являются женские головные уборы. Прозрачные газовые шарфы вкупе с косами подчеркивают грацию, чистоту и обаяние молодости; узорчатые шелковые и кружевные платки – женственность; яркие цветастые платки/шали – тяжелую роскошь "бабьего" наряда.



В целом костюму принадлежит значительная роль в организации колорита фильма и создании его эмоционально-образного строя. Исторические детали мужской одежды помогают зрителю ориентироваться во времени (послевоенный период), а также в выборе места действия, то есть костюм выполняет функцию региональной принадлежности, что и предопределило рождение нового названия "Кубанские казаки".
Костюм также представляет эстетический канон сталинской эпохи и тесно "увязан" с жанровой природой картины.
Мир колхозной ярмарки с ее гипертрофированным изобилием очень красиво сочетается с пышностью и нарочитой яркостью нарядов.
Причем это впечатление не ослабевает даже в тех случаях, когда цветовой тон становится приглушенным, даже монохромным, особенно в любовных "дуэтах".

Сталинский гламур с его помпезностью и тяжеловатой роскошью как нельзя более коррелировал с игровой природой фильма, построенной на эстетике обрядово-праздничного действия, в котором есть и долгожданное воссоединение многочисленных любящих пар, и неизменные любовные соперники.
Съемки фильма проходили в станице Курганной Краснодарского края (сейчас город Курганинск), и в настоящее время некоторые из костюмов, использованных в фильме, можно увидеть в экспозиции Курганинского музея

Слева направо: экспозиция музея, костюм женский для массовых сцен в фильме Кубанские казаки. Конец 1940-х гг., костюм Клары Лучко, исполнительницы роли Даши Шелест в фильме Кубанские казаки. Реплика. Начало 2000-х гг. (фото Д.И. Гангур)
Journal information