selyanka1 (selyanka1) wrote,
selyanka1
selyanka1

Category:

Бокка - один из самых необычных головных уборов Золотой Орды



Бокка, или боктаг – один из самых необычных головных уборов знатных женщин Золотой Орды, появившийся на территории восточноевропейских степей не ранее середины XIII в. Среди ученых нет единого мнения о его происхождении. С одной стороны, бокка была головным убором монгольской знати и императриц, который можно увидеть, например, на портретах императриц и придворных дам династии Юань и дома Хулагу (в Китае этот головной убор назывался гу-гу). С другой стороны, бокки Золотой Орды все-таки отличаются от чисто монгольских и напоминают более древний местный головной убор, еще времен кимако-кыпчакского объединения.

Боктаг как женский имперский символ подробно описывали европейские и южнокитайские дипломаты и путешественники.

Носили боктаг и знатные и не знатные женщины, но об их разном социальном статусе говорил цвет бокки. У знатных дам боктаг был покрыт красным шелком, у остальных – черным сукном.

Ношение бокки означало приобщение женщин тех или иных племен и народов к истинным "монголкам", то есть престижной политической управленческой среде (не буду употреблять слово "каста")

3  Capture.PNG
Слева: Чаби (1227-1281) — одна из жён Хубилая, хана Монгольской империи и основателя империи Юань.
Справа: Портрет знатной дамы. Турфанский оазис, Кочо. Вторая половина ХIII - ХIV века. 

Вообще у кочевников Золотой Орды было два основных вида головных уборов – кожаные или шерстяные шапочки и бокка/боктаг.

Бокки были показателем высокого социального статуса, еще его чаще носили замужние женщины и почти никогда молодые девушки.

Основу бокки составлял арматурный каркас из тонких веточек или прутиков, крепившийся к шапке. Сверху он обтягивался берестой, которая сшивалась толстыми нитками. По форме эта основа напоминала остроносый сапожок длинной от 20 до 30 см. Сверху бокки могли увенчиваться перьями, деревянными или металлическими прутиками и украшены бусами.

Самый знаменитый и уникальный оригинальный боктаг, сохранившийся на территории России, принадлежит фонду Марджани и периодически экспонируется на специализированных выставках вместе с вещами из разнообразных музеев

4 Capture 1.PNG

Этот головной убор высотой 90 сантиметров конца XIII – начала XIV веков сохранился практически в первозданном виде и уникален по своей сохранности. В мире больше нет подобных вещей.






Остальные бокки, которые можно увидеть в российских музеях — это обычно реконструкции, созданные по остаткам головных уборов, найденных археологами

Например, фонды Астраханского музея-заповедника (а многие золотоордынские раскопки ведутся на территории Астраханской области) обладают одной из самых больших коллекций фрагментов бокк из раскопок вокруг Красного Яра, где, предположительно, могла находится столица Золотой орды - Сарай Бату.  Они были найдены в 90-е годы прошлого века, и самое большое количество материала дала экспедиция на раскопках Маячного бугра, где были найдены два халата, описанные в предыдущем посте, и остатки около 10 бокк

5 bokka_3.jpg
Реконструкция бокки XIII – XIV вв из Астраханского музея-заповедника

До наших дней дошли только частично сохранившиеся головные уборы — фрагменты каркаса из бересты и один серебряный султанчик, но учёным предметы могут рассказать об особенностях головного убора Золотой Орды.
.
6   Capture.PNG
Слева серебряный султанчик, справа фрагменты каркаса из бересты из Астраханского музея-заповедника.

Итак, чем же астраханские бокки отличались от монгольских?  Наверное, уже по фотографиям видно, если сравнить бокку из фонда Марджани и бокку из астраханского музея-заповедника.

Наверное, с учетом того, что бокка являлась политическим символом власти и знаком принадлежности к людям, которые управляли империей, а не каким-то чисто этническим национальным или религиозным головным убором, можно предположить, что в местный дизайн бокки вполне могли вносить какие-то элементы традиционных головных уборов доордынского периода, характерных для данной местности.

Монгольские замужние женщины изначально носили большие головные уборы, которые выглядели как нечто круглое, расширяющееся кверху и заканчивающееся четырёхугольником. Высота каркаса некоторых уборов могла достигать 42 см.

В Золотой Орде, на территории Поволжья, бокка стала Г-образной формы, более миниатюрной и изящной, имела маленький клювик, сравнимый с уточкой.

В настоящий момент сотрудники Астраханского музея -заповедника классифицируют и систематизируют находки с целью понять, чем была вызвана такая местная трансформация головного убора и с чем она связана.


[Ну и еще картинок вдогонку]
На верхней фотографии в начале поста реконструкция бокки матери Чингисхана Оэлун из коллекции восковых фигур Чингисхана, выставка "Хаан Хаанов" в Туве.

1 Рождение принца. Иллюстрация Рамид-ад-Дина  -Гами ат-таварих. Тебриз, 1-я четверть XIV в. Акварель на бумаге.  Государственная библиотека Берлина.j…
"Рождение принца". Иллюстрация Рамид-ад-Дина "Гами ат-таварих". Тебриз, 1-я четверть XIV в. Акварель на бумаге.  Государственная библиотека Берлина

1 fragment Capture.PNG
"Придворный праздник". Фрагмент иллюстрации Рамид-ад-Дина "Гами ат-таварих". Тебриз, 1-я четверть XIV в. Акварель и золото на бумаге. Государственная библиотека Берлина


1   Толуй, сын Чингисхана, с женой Сорхахтани. Миниатюра из Джами ат-таварих, рукопись XIV века.jpg
Толуй, сын Чингисхана, с женой Сорхахтани. Миниатюра из Джами ат-таварих, рукопись XIV века

1 Толуй и его семья. Миниатюра из Джами ат-таварих. Рукопись XV века..jpg
"Толуй и его семья". Миниатюра из Джами ат-таварих. Рукопись XV века

1  Хан и хатунь. Миниатюра первой трети XIV в..jpg
"Хан и хатунь". Миниатюра первой трети XIV в.

1  Фрагмент китайского шелкового ковра Vajrabhairava mandala, около 1330–32 гг.. Из коллекции Метрополитен-музея. Нью Йорк.jpg
Фрагмент китайского шелкового ковра Vajrabhairava mandala, около 1330–32 гг.. Из коллекции Метрополитен-музея. Нью Йорк



Кстати, есть теория, что казахский свадебный головной убор саукеле, уходящий корнями в древную остроконечную шапку саков/скифов,  эволюционировал вот в такую форму в рамках местных традиций и обычаев именно из-за бокки.
.

Казахский саукеле из коллекции  Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера) РАН, 1899 год

А это без всякого намека на что-либо, просто показалось интересным некоторое сходство некоторых форм с тем, что изучают в Астраханском музее


Реконструкция бокки XIII – XIV вв из Астраханского музея-заповедника
.

Фотографии коллекции Шабельских из собрания Российского Этнографического Музея. Тверская губерния
..

Фотографии коллекции Шабельских из собрания Российского Этнографического Музея. Костромская губерния
.


Tags: Россия, история, этномода
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo selyanka1 august 23, 2017 19:24
Buy for 30 tokens
30 жетонов Не размещаются материалы с экстремистскими и антизаконными призывами, с порнографией, с матами, с оскорблениями selyanka1 или ее друзей
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 26 comments

Recent Posts from This Journal