Оказалось, что википедия на русском языке по поводу этого персонажа имеет целую статью Панчо Клаус, что мою работу облегчает неимоверно, так что я только дополню рассказ деталями, которые там не написаны.
В википедии написано, что он появился благодаря латиноамериканскому движению за гражданские права 1970-х годов и его образ тесно связан с благотворительностью, обменом подарками и мероприятиями для обездоленных детей.
С одной стороны это правильно, а с другой не совсем, потому что латиноамериканское движение за гражданские права 1970-х годов Панчо Клауса само не придумало, а взяло его из очень известной пародийной песенки 1956 года
Лало Герреро и его знаменитая песня
Написал эту песню знаменитый мексикано-американский гитарист, певец и композитор Лало Герреро (1916 – 2005). Он является отцом музыки чикано (североамериканская разновидность мексиканского фолка) и королем стиля "пачуко" (разновидность буги с мексиканским акцентом). Кроме того он был мастером пародийного жанра, в частности песня "Панчо Клаус" - это безусловно пародия. В самом начале мы слышим очень узнаваемую мелодию "Джингл беллс", а первыми словами поются слова знаменитой рождественской истории "Twas the night before Christmas" Родился Лало Герреро в Аризоне, а жил в Калифорнии.
[ Слова песни на английском]
Так выглядит упомянутая в песенке тележка, только осликов должно быть четыре. Это не Панчо Клаус, это реклама мексиканского ресторана
А вот это елочная игрушка с Панчо Клаусом на ослике. Никаких других изображений с осликами я не нашла. Мой знакомый сальвадорец сказал, что в Мексике и остальной Латинской Америке, если Панчо Клаус вдруг появляется, то осликов достать бывает нетрудно, на осликах и три волхва же ездят 5 -6 января. Но мне вот совсем никаких картинок с осликами найти не удалось.
Kогда в Америке начался "благотворительный проект Панчо Клаус", найти вместительную тележку с осликами, а потом еще и ездить на этих осликах по городским гетто и раздавать подарки было почти так же трудно как и воспользоваться санями и северными оленями Лучше всего Панча Клаусу подошли старые вместительные машины - дешево и сердито. Поэтому нынешний городской текс-мекс Панчo Клаус развозит подарки на машине
Хьюстонский Панчо Клаус
При этом хьюстонский Панчо Клаус одет в нестандартный костюм, у него шляпа федора вместо сомбреро и пончо нет, видимо, это был единственный более -менее "рождественский" костюм в наличии у актера в 1981 году, сомбреро никто не предоставил, так вот такой образ и прижился.
Давайте теперь посмотрим на разных Панчо Клаусов
Хьюстонский Панчо Клаус
Панчо Клаус из города Лаббок, Техас. На верхней картинке тоже Лаббок
Панчо Клаус из Нью Браунсфелд, Техас
Панчо Клаус из Нью Браунсфелд, Техас
Панчо Клаус из Сан Антонио, Техас
И одежда уже тоже есть, куда же без одежды
В 1960-е годы в США была революционная ситуация, которую властям удалось слить в секс, рок-х-ролл и наркотики. Самый большим достижением и переменой стало то, что негры законодательно получили равные права, хотя до сих пор по факту их особо не имеют. Так же как и латиносы и прочие меньшинства, проживающие в гетто и как минимум не имеющие доступа к хорошим школам и образованию, которое могло бы их поднять по социальной лестнице.
Власти специально предпочитают управлять гетто через отобранных из гетто "лидеров", то есть полукриминальными методами. Вот мы имеем дело с выбранными демократическим образом "лидерами" на основании закона, а как они там в гетто чего порешают, кого в бетон укатают или в речке утопят, мы не знаем и знать не хотим. Они могут даже полицию прикрыть на местном уровне, если хотят, это их местное решение.
То есть латиносы совершенно официально по всем статистикам беднее, хуже образованы и живут хуже чем те же белые американцы.И власти им предлагают на местном уровне полагаться на собственных "лидеров".
Устоявшийся образ Санта Клауса, прилетающего на оленях, залезающего в трубу и оставляющего подарки в носках у камина - это для латиносов натуральное издевательство. Какой камин, какая труба? В их домах нет каминов! Выставить по мексиканской традиции башмаки за порог? Так украдут башмаки то, особенно если туда сладости положить. А если не сладости, а настоящий подарок? В газетах перед Рождеством печатают письма детей к Санта Клаусу и дети просят то, это, куклу, велосипед... а латиносам только шоколадка в башмак, да еще и как-то надо объяснить, как она туда попала, потому что Санта Клаус в мексиканские гетто не приходит?
И политические активисты начали собирать деньги на подарки малоимущим семьям, и раздавать их через Панчo Клаусов. Как они эти подарки или деньги на подарки собирали? Ну в своем гетто говорили своим бизнесам, сколько надо отстегнуть на детей... Потом и другие бизнесы подтянулись, когда это стало признаком хорошего тона и даже начали за такое налоговые послабления давать.
Из википедии:
Один из наиболее известных Панчо Клаусов Ричард Рейес поддерживает традицию в Хьюстоне (Техас) с 1981 года. Рейес ежегодно собирает 40 тыс. долларов от корпоративных спонсоров в поддержку своей деятельности. Рейес и его "армия" волонтёров устраивают рождественские праздники с бесплатной едой и раздачей подарков для детей из наиболее бедных семей города. До 10 тысяч подарков раздаются ежегодно Рейесом и его командой. В течение года он проводит программы по оказанию помощи арестованным подросткам, помогая им вернуться в школу, найти работу или даже дом. В 2018 году Рейес попал в больницу по состоянию здоровья, но, когда поправился, вновь начал участвовать в ежегодном мероприятии
Панчо Клаус в бедных латинских кварталах Америки как противопоставление Санта Клаусу в богатых белых понять легко. Противопоставление в Мексике чему бы то ни было оправданным совершенно не выглядит. Так, интересное культурное дополнение - в конце концов, с ослами в Мексике проблем нет, в отличие от северных оленей.
Так что будущее данному персонажу я предугадать не могу. Но интересный ведь, правда?
Journal information