selyanka1 (selyanka1) wrote,
selyanka1
selyanka1

Category:

Золотное шитье и русские золотошвейки

Золотошвейки1.jpg

Золотное шитьё — это, пожалуй, в истории России самая дорогая и элитная техника ручной вышивки, которая осуществляется  металлическими позолоченными (золотными) и серебряными нитями.

Самые первые сведения о золотом шитье относятся ко II веку до н. э.  Согласно преданию, оно возникло в Пергамском царстве на северо-западе Малой Азии, а оттуда пришло к римлянам

В истории золотого и золотного шитья практиковалось несколько технологических приемов изготовления нити. Самые древние нити – волоченные, из золота и серебра. Для их создания металл расплющивали молотом в тонкие листы, которые пропускали между двумя валами для придания большей гибкости и мягкости. Затем эти листы разрезали на узкие полосы, которые проволакивали через всё более уменьшающиеся отверстия и постепенно вытягивали до толщины волоса. Золотые нити могли быть в сечении круглыми ("волока") или гранеными ("волока", "грань"), а также плоскими ("бить").



Золотное шитье пришло на Русь из Византии. Византийская императрица Феодора  (500-548 гг н.э.) со свитой в одежде с золотым шитьем. Мозаика San Vitale a Ravenna. 547 год

В XII веке изготовляли сложные нити, состоящие из шелковой нитки, обвитой серозной оболочкой кишок животного и покрытой золотой амальгамой. Помните, у меня был пост про ордынский халат из-под Астрахани?  Женский халат из Золотой орды Вот там был именно такой тип золотного шитья

Другие разновидности сложных нитей создавали из металлической и шелковой или льняной нитей. Их, в зависимости от металлической составляющей, называли "золотными" (золото и серебро) или "мишурными" ( позолоченные или посеребрянные из меди, медно-цинкового сплава, олова, железа).

Сканую нить изготавливали, навивая волоченную нить на крашеную шелковую. Накручивали с просветами, так что основа оставалась видной, отчего скань называли еще "редко спряденным золотом". Цветовой оттенок такой нити зависел от цвета основы. Чаще всего для нее использовали желтый шелк, чтобы нить напоминала золото, но основа могла быть и другого цвета. У пряденой нити на шелковую или льняную основу навивали волоченную нить или бить так, чтобы просветов не было, отсюда ее другое название – "круто спряденное золото".

На Руси упоминания о золотошвейном искусстве встречаются в летописях, старинных документах, а также в отзывах иностранных путешественников, начиная с XI в., но особенно много описаний и даже изделий сохранилось с XV в. Изделия, относящиеся к этому времени, представляют собой различные церковные принадлежности (покровцы и покрова, пелены, плащаницы, завесы и пр.), а также иконы, шитые иконостасы, хоругви, знамёна. На Руси золотошвейные работы выполнялись  первоначально  в монастырях.

Плащаница. Положение во гроб. Начало XV в. Холст (древний фон - синяя камка - утрачен), шелковые, золотые и серебряные нити; шитье.jpg
Плащаница. Положение во гроб. Начало XV в.(1400-е годы)  Холст (древний фон - синяя камка - утрачен), шелковые, золотые и серебряные нити; шитье


Явление Богоматери Сергию и праздники. Пелена. 1525 г. Бархат (древний фон утрачен), шелковые, золотые и серебряные нити, жемчуг, рубины; шитье. Вкла…
Явление Богоматери Сергию и праздники. Пелена. 1525 г. Бархат (древний фон утрачен), шелковые, золотые и серебряные нити, жемчуг, рубины; шитье. Вклад великого князя Василия III и великой княгини Соломонии Сабуровой.


Пелена подвесная. Царевич Димитрий (Угличский). 1650-е гг. Из собрания Пермской художественной галереи

В XV в. золотое шитьё стали применять не только для церковной одежды и утвари, но и для украшения одежды богатого люда.

На вышитых изделиях часто встречаются имена владельцев мастерских, которые свидетельствуют, что и при дворах князей, бояр, богатых торговцев уже существовали свои мастерские – "светлицы", где работали специально подобранные и хорошо обученные вышивальщицы. Ведущее положение с конца XV в. занимали московские великокняжеские "светлицы", которые в конце XVI в. получили название "царицыных светличных палат"

В начале XVII века в Москве при дворе впервые было заведено местное производство  золотых и серебряных нитей и канители, сначала немецкими мастерами, а чуть позже появились русские волочильщики.


Слева: Фелонь. 1544 г., XVII в. Золотный атлас, камка, жемчуг, стекла, шелковые и золотые нити; шитье. Вклад князя Петра Щенятева.
В центре: Стихарь. 1635 г., 1646 г. Турецкий золотный бархат, атлас, бирюза, металлические блестки, серебряные золоченые нити (канитель); шитье
Справа: Фелонь. Санкт-Петербург. Середина XVIII в. (до 1757 г.)

Во второй половине XVIII века при изготовлении золотных ниток в употреблении появилась хлопчатобумажная нить желтого цвета.


Слева придворное парадное платье императрицы Александры Фёдоровны. Мастерская О. Бульбенковой. СПб, Эрмитаж. Справа кафтан и камзол императора Петра II

В XVIII-XIX веках происходит упадок церковного искусства, a золотное шитье cо второй половины XIX века становится народным промыслом, создаются артели мастериц. В этой технике вышивают обувь, женскую одежду, пояса, головные уборы, на заказ и просто на продажу. В монастырях золотыми и серебряными нитями расшивают предметы церковного убранства. Лучшие мастерицы украшали парадные наряды для царской семьи.


Нижегородский платок, золотное шитьё



Золотное шитье в прикреп золотными прядеными нитями и блестками по малиновому бархату. Костюм женский праздничный сарафан, рубаха, епанечка с шитьем. Первая половина XIX в.. Кокошник с золотным шитьем


Издавна существовало несколько разновидностей техники золотого шитья, но все они объединены одной особенностью, обусловленной особой фактурой используемых в работе нитей — они крепились поверх ткани, не протаскиваясь сквозь нее, — иначе, “вприкреп”. Нить укладывалась на лицевой стороне ткани и закреплялась шелковой нитью (либо в цвет металла, либо контрастной) при помощи различных швов.

Эффект золотого блеска создавался с помощью двух основных способов: когда нити располагали в разных направлениях на плоской поверхности и когда узоры создавались на выпуклой поверхности с использованием бересты или картона.

В наше время технология изменилась и для золотного шиья используют металлизированные нитки и шнур, шёлк или "ирис", но результат всё равно выглядит роскошно.


Патриарх Кирилл в Архангельске, 2009 год. Соврененное золотное шитье

Bот здесь видео мастерицы, которая изучала  храмовое золотное шитье и вышивает как светские вещи так и храмовые. Она рассказывает про чисто ручную технологию вышивки, а еще там много интересного про золотные нитки.




В связи с изменением технологии изготовления золотых нитей современные золотошвейки могуть изменять древнюю технику золотного шитья и не только крепить нитку поверх ткани, не протаскивая сквозь нее, но и вышивать через отверстия в ткани и даже использовать швейную машинку, при этом вышивка все-равно считается "ручной механизированной", а не машинной

Предлагаю посмотреть очень интересное видео про работу современной золотошвейки, которая вышивает цветочные узоры именно таким "современным" образом




Вот она, элитная мода какая должна быть, а не бирки "элитных брендов", нашитые переоцененными и разрекламированными дизайнерами на нечто "сделано в Китае" и надетые потом на таких же переоцененных и разрекламированных инфлюнсеров

Tags: Россия, этномода
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo selyanka1 august 23, 2017 19:24
Buy for 30 tokens
30 жетонов Не размещаются материалы с экстремистскими и антизаконными призывами, с порнографией, с матами, с оскорблениями selyanka1 или ее друзей
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments

Recent Posts from This Journal