1970-е - одно из самых интересных в плане стиля десятилетий. Но не для мымры - директора крупного статистического учреждения Калугиной. И не для мямли - ее подчиненного Новосельцева
Стараниями художника по костюмам Эдит Приеде в "Служебном романе" герои меняются и раскрываются перед зрителями не только внутренне, но и внешне, через одежду. Изменения во внешнем облике директора — Калугиной Людмилы Прокофьевны заметны и впечатляющи, а вот Новосельцев, на первый взгляд кажется, раскрывает полностью лишь свой характер. И это не только благодаря замечательной игре и пластике Андрея Мягкова.
Да, конечно же, эти странные усы с несуразной прической, шея, втянутая в сутулые плечи так, что ее практически не видно. Сама походка и движения актера — все это играет на образ
Но, кроме всего этого, работа художника по костюмам Эдит Приеде здесь выше всяких похвал. В начале и в конце фильма на Новосельцеве вроде обычные костюмы.
Но такие детали в первой серии как белые носки, которые висят гармошкой и видны из-за слишком коротких брюк, пиджак, застегнутый на верхнюю пуговицу, что придает ему еще больше кургузости ...
Ну, всё, Новосельцев, Ваше дело труба
...несуразно большие и слишком потрепанные ботинки, ...
— Я когда её вижу, у меня прямо ноги подкашиваются. — А ты не стой, ты сядь!
..., перекрученный галстуком воротник рубашки, не застегнутой на все пуговицы, —
Если бы не было статистики, мы бы даже не подозревали о том, как хорошо мы работаем
... это все вместе создает образ несобранного мямли и недотепы.
А вот к концу фильма, когда зритель видит внутреннюю красоту персонажа, меняется и его визуальный образ.
Костюм уже не кургузый, он впору. Воротник не перекручен, рубашка застегнута, и галстук не вызывает ассоциации с удавкой.
И пиджак хотя все так же и застегнут на одну пуговицу, но это пуговица уже не верхняя.
Преображение Калугиной еще более интересно, так как сопровождается полной сменой имиджа и обновлением гардероба.
В начале фильма Людмила Прокофьевна - типичная мымра
— Подумаешь – личная жизнь! Есть много других интересов. Я руковожу большим учреждением. Работу свою люблю. Многие меня уважают. Некоторые даже боятся.
Сосредоточенная на работе героиня Алисы Фрейндлих — трудоголик и совсем не интересуется ни тем, как она выглядит, ни тем, что происходит вокруг, если это не касается работы. Она в раковине.
И ее одежда сугубо функциональна. Кстати, не только одежда. Калугина не носит ни серег, ни колец. На рабочем месте ей не нужны ни украшения, ни аксессуары. Лишь часы, которые, впрочем, тоже более чем функциональны.
— Она немолодая, некрасивая, одинокая женщина... — Она не женщина, она директор.
В создании образа "мымры" активное участие принимала сама Алиса Фрейндлих, она помогала с выбором наименее привлекательной прически, исследовала вместе с Рязановым костюмерные, чтобы найти тот самый костюм.
Она с такой неистовостью бросилась в поиски безликого, бесполого существа. С упоением надевала какие-то страшные костюмы, жуткие туфли. И с гримером работала на тем, чтобы прическа ее безобразила как можно больше. Это было большое актерское мужество, — Эльдар Рязанов о съемках фильма
Чтобы создать образ Калугиной, актриса пересмотрела десятки нарядов "Мосфильма" и выбрала самый невзрачный и поношенный костюм. У оператора картины валялись без дела старые очки в темной толстой оправе, и он предложил актрисе их примерить. Очки идеально дополнили образ старомодно одетой начальницы, став самым узнаваемым элементом в ее имидже.
И пластика, вы обратили внимание как двигается в первой серии актриса?
Вся отклячится, в узел вот здесь вот завяжется, вся скукожится, как старый рваный башмак, и вот — чешет на работу, как будто сваи вколачивает! — Верочка, "Служебный роман"
Еще немного о старомодном костюме Людмилы Прокофьевны. Он абсолютно не сидит на героине, что неудивительно, ведь изначально он 52-го размера. А производства он фабрики "Большевичка" (в прошлом трест "Москвошвей").
И этот костюм не только рабочий, но и выходной. Добавить брошь, сменить блузу и вот Калугина на званом вечере у Самохвалова. Правда, я не уверена, что кто-то из ее сотрудников заметил разницу.
Превращение мымры в королеву крупного статистического учреждения происходит с помощью гуру и иконы стиля, по совместительству секретарши, Верочки.
Преображение началось с прически
В первой серии при создании образа руководителя-трудоголика Алиса Фрейндлих сама помогала найти ту самую, наименее привлекательную прическу.
А вот во второй серии прилизанные раньше волосы, зачесанные назад или с боковым пробором, что подчеркивало мужской подход, властность и полное отсутствие женственности, хотя все так же и остались короткими, но посмотрите зато, какие легкие волны и объем -
И сразу же сравним визаж
Популярные в то время голубые тени с тонкими стрелочками и коралловый оттенок помады. И от невзрачной бледности не осталось и следа.
Что касается платьев, то Людмила Прокофьевна послушала совета феи-крестной Верочки о длине макси. Платье для ужина с Новосельцевым Анатолием Ефремовичем длиной в пол.
Длина ниже колена и очень женственный силуэт. Клетка и нейтральный темно-синий цвет про официальную серьезность. Но в то же время достаточно контрастное сочетание с белым.
— Я сказал художнику по костюмам, что для героини нужно шикарное платье. Но это не должен быть наряд на уровне парижской высокой моды. Мы ведь делали картину для обычных людей... Есть режиссеры, которые следят за модой, но я не принадлежу к их числу. Поэтому подробно в разработке наряда не участвовал – положился на вкус художника, — Эльдар Рязанов
После выхода фильма актриса получила море писем от советских женщин. Они писали, что Людмила Прокофьевна в новом образе – их кумир. Зрительницы-портнихи во время просмотра фильма срисовывали контуры ее платья и потом пытались делать аналогичные выкройки, чтоб сшить себе нечто подобное. А посетительницы парикмахерских просили мастера сделать прическу, "как у Калугиной".
Отсюда, Отсюда, Отсюда, Отсюда
Journal information