selyanka1 (selyanka1) wrote,
selyanka1
selyanka1

Category:

Как пушкинские витязи стали цветочно-ягодным лубком

Пост посвящается камраду  haritonoff, обидевшемуся на билибинский лубок в фильме "Конек -Горбунок"  Вспоминая Билибина: сказочные костюмы из фильма "Конёк-Горбунок" (2021),  где воевода изображен как некая матрешка - неваляшка  в неподьемной шубе. А должен быть воин. Воевода же!


Слева "Король Гвидон"- раскрашенный лубок XIX века по ксилографии (резьбе по дереву) 1700-1725 гг. Справа фрагмент картины Михаила Врубеля "Гвидон" 1890-е гг

Продолжение поста Откуда взялись Гвидон, Салтан, Полкан и Дадон

Итак, в 1830-е годы Пушкин пишет "Сказку о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди" и "Сказку о золотом петушке", позаимствовав имена главных героев из героической былины о Бове Королевиче .

В те времена книги печатали в основном неиллюстрированные, даже сказки, поэтому первые сказочные изображения Гвидона и Салтана относятся к 1880-м годам, а Дадона вообще к началу XX века


Прежде чем начать рассматривать иллюстрации, как начали изображать первоначально вроде бы героических даже по названию сказки персонажей, надо упомянуть, что случилось в России и как развивалось русское искусство после 1830-х годов.

В Российской империи оформилось движение  славянофилов, хоть и ориентированное на выявление самобытности России и её типовых отличий от Запада, но тем не менее развившееся под сильнейшим влиянием немецкого классического идеализма Шеллинга и немецкого же романтизма Гегеля. То есть путь то свой такой особый, славянский, но в немецких культурных рамках - под видом славянофильства развился не реализм, а славянский идеализм и романтизм

Под знаменами идей славянофилов началось изучение творчества русского народа: собирание сказок, костюмов, лубочных изображений, которые массово начали  печатать на бумаге (народный лубок первоначально был в виде изображений на мебели, например, бумаги у народа в древние времена не наблюдалось, народ писать и читать не умел) и т.д. и т.п.

В "элитном" изобразительном искусстве художники в 1860-е годы взбунтовались против западных академических канонов, задаваемых Российской Академией Художеств и начали формировать собственные объединения с собственными взглядами на искусство. Объединений было много разных, нам важны только два.

В 1870 году было зарегистрировано  товарищество художников-передвижников. Они так назывались, потому что ездили с передвижными выставками по городам России с целью знакомить народ в провинции с русским искусством, а то страна Россия большая, а народ русский и искусства собственного не видит и не знает. Академия художеств только в Италию всех учиться посылает, картины заставляет писать на темы скандинавской мифологии, а выставки организует столичные. Картины у передвижников были на вольные темы, характеризовались реализмом и даже натурализмом, психологизмом и социальной направленностью. Типичный пример - картина Репина "Бурлаки на Волге". Расцвет деятельности передвижников пришелся на 1870—1880-е годы.

Во время передвижников появились первые черно-белые сказочные иллюстрации в книгах, в частности, в сказках Пушкина

Это иллюстрации начала 1880-х годов к "Сказке о царе Салтане" художника-передвижника В.Е. Маковского . Того самого Маковского, который через десяток лет будет греметь на всю Россию портретами боярынь в кокошниках.


Tворчество передвижников характеризовалось реализмом и натурализмом. Это означает, что, когда они рисовали исторические полотна или иллюстрировали сказки, они опирались на какие-то реальные вещи, например, парсуны (русские портреты) XVII века, старинные иллюстрации западных художников и графиков о посещении России или о русских посольствах за границей, а также сохранившиеся в музеях типа Оружейной палаты артeфакты. Сохранившиеся артeфакты, парсуны  и иллюстрации в основном демонстрировали XVII век, вещей и артeфактов доромановского периода сохранилось крайне мало, ну какие-то отдельные вещи времен Ивана Грозного, вот и все. Именно поэтому сказочные иллюстрации так сильно наполнены модной одеждой XVII века - горлатными шапками, воротниками-козырями и т.д. Тем не менее в исторических и сказочных полотнах и иллюстрациях передвижникам не удалось избежать идеализма и романтизма славянофильства, поэтому, даже опираясь на известные артeфакты и изображения, они многое дофантазировали и додумывали. Например, одежду XVII века перенесли назад аж до века XV и визуально сильно перекосили пост-одрынскую историю в сторону "славянства" подальше от "татарского прошлого"

В конце 1890-х годов было создано творческое объединение Мир искусства, критиковавшее уже не только академизм Академии художеств, но и передвижников тоже

Xудожники этого объединения принадлежали к эпохе модерна, художественного направления, основным признаком которого являлась декоративность, основным мотивом - вьющееся растение, а основным принципом - уподобление рукотворной формы природной и наоборот. Mодерн отличался национальным разнообразием, канонов не было и в каждой стране развился свой собственный вариант модерна. Русский вариант модерна в меньшей степени использовал вегетативные и цветочные формы французского модерна и в значительной степени опирался на яркие цвета и экзотические замыслы русского фольклора и сказок.  Влияние модерна в России угасло в 1910-e годы, когда началась война

Врубель Михаил Александрович "Гвидон". 1890-е Музей-заповедник "Абрамцево".

Врубель - художник "Мира искусства" Это не книжная иллюстрация, а картина, почти парная к "Царевне -лебедь".  Вот если бы я не написала, что это Гвидон, кто-нибудь бы смог догадаться?
.
Это типичная книжная иллюстрация в стиле русского модерна - не только картинка сама по себе, но и всевозможные рамочки с узорами. От создателя первой матрешки и художника "Мира Искусства" С.В. Малютина. 1899 год.

У передвижников и мирискустников кроме художественных существовали еще и идеологические разногласия.

Напомню, что этика и эстетика взаимосвязаны и взаимозависимы, и в эпоху революционных перемен обычно меняются и этика и эстетика одновременно, причем  революционно, подчас ломая все предыдущие устои и каноны.

В это время в России была явная предреволюционная ситуация (Мир искусства создан в 1898 году, первая революция началась в 1905). Передвижники позиционируют свою гражданскую позицию. Мирискустники, наоборот, заявляют об отказе связывать этику с эстетикой и даже уходят в некий эскапизм или бегство от действительности, создавая своим творчеством какой-то фантазийный сказочный мир с фантазийными сказочными идеалами прошлого.

И что вы думаете? Этот русский художественный модерновый эскапизм начинает пользоваться бешеным успехом как в России, так и за границей и становится чуть ли не самым коммерчески успешным "культурным" товаром на экспорт.

В Европе все русское становится очень модным, особенно гремят "Русские сезоны". Именно поэтому все самые прославившиеся художники "Мира искусства" - театральные, создававшие костюмы и декорации, хорошо идущие на экспорт.  Ну про эскапизм российских элит и царского семейства  я уже когда-то писала  Как кокошник не спас Романовых от революции, или еще раз про цивилизационный выбор . A вот почему в Европе так взлетело, не знаю. Возможно, что там тоже пытались убежать от действительности.

Cамым талантливым сказочным иллюстратором "Мира искусства" был Иван  Билибин, который, создав иллюстрации и эскизы к сказкам Пушкина и операм Римского-Корсакова, задал некие существующие даже в нашем времени стандарты, как должны выглядеть пушкинские  сказочные герои

Так как именно он считается в некотором смысле каноном для сказочных иллюстраций, а современные Билибину художники копировали очень многое из его идей, а иногда даже его стиль, именно на иллюстрациях Билибина мы и остановимся, хотя кроме Билибина и над сказками и над операми работали многие представители "Мира искусства"

Иван Билибин, когда делал  иллюстрации к двум сказкам Пушкина, черпал вдохновение в народном лубковом творчестве о Бове Гвидоновиче, поэтому рисовал их слегка иначе чем иллюстрации к русским народным сказкам. B этих  иллюстрациях  явно проглядывает русский лубок  в привесок к технике стиля модерн, а вот в остальных сказках иллюстрации у Билибина - модерн в чистом виде.

1910 Bilibin 18.jpg
Билибин И. Я. Иллюстрации к "Сказке о золотом петушке", издание 1910 год

Вот на этих иллюстрациях, как войско Дадона едет на войну, очень хорошо видно, как Билибин  использовал лубочные мотивы. Лошади как списаны (посмотрите на самую верхнюю картинку-лубок и позу лошади)

1910 Bilibin  29.jpg
Билибин И. Я. Иллюстрации к "Сказке о золотом петушке", издание 1910 год

Я отвлекусь от темы и продемонстрирую, что такое типичный билибинский модерн без добавления народного лубка. На лошадях и всадниках это очень хорошо видно, потому что на лубке о Бове как-раз всадники


Иллюстрации Ивана Билибина к русским народным сказкам. 

Не знаю, надо ли объяснять, что русские художники и композиторы конца XIX - начала ХХ прекрасно знали, что имена Салтан, Дадон и Гвидон появились из "Бовы Королевича". В то время это было произведение, которое знали и любили все.

Когда Римский -Корсаков написал в 1900 году оперу "Сказка о царе Салтане", а в 1908 году оперу "Золотой петушок", он имя пушкинского Дадона поменял на Додона, как было первоначально в истории о Бове, безымянной пушкинской царице, матери Гвидона, дал имя Милитриса, как-раз как в "Повести о Бове Королевиче", назвал одного из сыновей Дoдона Гвидоном, а воеводе дал имя Полкан.

Поскольку мирискустники выступают против реальности, они от этой реальности убегают. Они не хотят рисовать сказочных воинов, богатырей,  царей и цариц хоть чем-то похожих на настоящих исторических персонажей из реальной жизни. Поэтому на войну у них цари отправляются не в шлеме, а в короне, а иногда еще и в карете, чуть ли не золотой. Поэтому у них одежда вся в цветочках и ягодках (модерн вообще весь такой с растениями, но у русских иллюстраторов не просто растения, а что-то совсем мило-детское)  . Поэтому у них сабельки игрушечные, а пушек вообще никаких нет. А еще в иллюстрациях жуткая эклектика, какой герой какую часть света какого периода времени представляет, понять чаще всего невозможно.

Вот иллюстрации к "Cказке о золотом петушке"

Билибин И. Я. Иллюстрация "Царь Дадон перед Шамаханской царицей". 1906 год, издание 1910 год

Царь скликает третью рать
И ведет ее к востоку, —
Сам не зная, быть ли проку
...
Вот осьмой уж день проходит,
Войско в горы царь приводит
И промеж высоких гор
Видит шелковый шатёр.

Представляете хоть кого-нибудь, кто на войну в таком виде бы пошел?

.
[Еще иллюстрации с Дадоном]

Билибин И. Я. "Звездочет перед Дадоном"
.

Билибин И. Я. "Пробуждение Дадона"
.

Билибин И. Я. "Дадон убивает звездочета"

Кроме иллюстраций к книге Билибин в 1909 году делал эскизы костюмов к опере "Золотой петушок", включая костюмы царя  Дoдона, воеводы Полкана и сыновей Дoдона Гвидона и Афрона. Либретто оперы слегка отличается от сказки Пушкина (а уж персонажей то новых в опере сколько, вплоть до каких-то с песьими головами. Наверное, уже не надо объяснять, откуда возникла идея)
.
5 373f566f47e97635c.jpg
Полкан (вбегая): "Государь, проснись, беда!
.
1   c8a0f1da98861e7.jpg
Царь к востоку войско шлет,
Старший сын его ведет.

Старшего сына зовут Гвидон.
.
2 e92ab6b4eacddaf5b.jpg
Дадон: "Дай тебя я обойму.
Быть по слову твоему!"

Это младший сын Афрон
.

.
3 1aedb1b89eec19f73e.jpg

Додон: "Конь то смирен?"
Народ: "Как корова!" -
Додон: "мне и надобно такого"
.

В "Сказке о царе Салтане" всё то же самое


Билибин И. Я. Иллюстрация к "Сказке о царе Салтане" 1905 г.

В те поры война была.
Царь Салтан, с женой простяся,
На добра-коня садяся,
Ей наказывал себя
Поберечь, его любя.

Салтан отправляется на войну в желтой шубе в игривый цветочек с рукавами не совсем до пола, но близко, и в короне, конечно.

Между тем, как он далёко
Бьется долго и жестоко,

И вот в шубе этой и короне бьется царь Салтан долго и жестоко. Да ладно, он понарошку!
.
.
[Еще иллюстрации с Салтаном]

Билибин И.Я. "Во все время разговора он стоял позадь забора...". "Сказка о царе Салтане" 1904 г.
.

Билибин И. Я. "Торговые гости у Салтана"1905 г
.

Билибин И. Я. "Пир". Иллюстрация к "Сказке о царе Салтане" 1905
.

Иван Билибин Эскиз  костюма Салтана для опeры Н.A. Римского-Корсакова "Сказка о царe Салтанe" Париж 1929 г
.

Билибин И.Я. "Сказка о царе Салтане" 1929 г.

.
.
Что касается "славного и могучего богатыря Гвидона", то его "героический" вид вот такой


Билибин И. Я. Слева Гвидон, справа "Царица с сыном видят чудесный город на острове" 1905 г

Очень красочно, очень театрально, очень эклектично и вообще ничего геройского, даже ни намека.

Я не совсем уверена, был ли этический эскапизм, который демонстрировали художники "Мира искусства" связан только с дыханием революции, или он был связан с дыханием войны тоже. Первой мировой, страшной и разрушительной.

Но этот этический эскапизм сделал сказочных витязей и богатырей полными и абсолютными ботанами, в цветочках и ягодках, огромных, толстопузых, неуклюжих и даже мило гротескных. Очень пацифичных.

И эти образы заложили основы для того, что лично я называю "Проклятие Билибина". В чем заключается это Проклятие Билибина, как оно повлияло на русские сказки (не только пушкинские) и образы русских сказочных героев,  в следующий раз.

Продолжение следует. (на следующей неделе)


Tags: Россия, история, костюм
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo selyanka1 august 23, 2017 19:24
Buy for 30 tokens
30 жетонов Не размещаются материалы с экстремистскими и антизаконными призывами, с порнографией, с матами, с оскорблениями selyanka1 или ее друзей
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments

Bestharitonoff

June 16 2021, 13:02:16 UTC 1 month ago Edited:  June 16 2021, 13:12:58 UTC

  • New comment
Кто призывал меня?

Ладно, раз уж я здесь — расскажу историю. В фантастическом фильме "Люди икс", созданном по сюжетам комиксов, есть один забавный момент. Супергерой по прозвищу Росомаха — по сюжету брутальный мачо, играет Хью Джекман — впервые увидев футуристичного вида костюмы, в которые одеваются другие герои на спецоперациях, спрашивает с усмешкой: "Вы что, в этом ходите?" На что его собеседник, иронично приподняв бровь, отвечает: "А ты что, предпочитаешь желтые колготки?" Юмор в том, что персонаж Росомаха в комиксах как раз таки одет в желтое трико, и именно в таком виде стал знаменит. Однако в кино, одетый так же, он бы смотрелся как дурак, и там никаких желтых колготок нет. Потому что американские кинодеятели понимают, что если экранизировать даже гениальный и мега-популярный лубок как лубок — получится говно. И у наших оно таки получилось.

Что никак не отменяет великолепия билибинских творений.

Recent Posts from This Journal