selyanka1 (selyanka1) wrote,
selyanka1
selyanka1

Categories:

Перестроечный китч в фильме «Черная роза — эмблема печали, красная роза — эмблема любви» (1989)

_900 x 600.png

Этот фильм Сергея Соловьева входит в перестроечную трилогию, занимая второе место после "АССы", но не только в хронологическом порядке.

С картиной, чье название проще выговаривать аббревиатурой, не все так очевидно, как с фильмом "АССА", который получил культовый статус с самого начала. Вспоминаем, чем нам запомнилась "ЧРЭП, КРЭЛ".
Юную Александру родители запрятали в пустующую квартиру подальше от неподходящего возлюбленного. Татьяна Друбич играла в предыдущем фильме Соловьева, и ее образ снова становится ключевым.


Кадр из фильма. Татьяна Друбич — Александра, Александр Збруев — Илья, отец Александры. Художник по костюмам Наталья Дзюбенко

Пасхалку в виде вышивки "АССА" на удлиненной футболке носит именно она, небрежно прикрывая косынкой. Платок рифмуется с розовым беретом, украшенным эмблемой тогда еще советского "Аэрофлота". Значок авиакомпании вырастет до внушительных масштабов, появившись вывеской на стене дома, в котором вынуждена жить Саша.


Кадр из фильма. Татьяна Друбич — Александра, Александр Абдулов — Владимир. Художник по костюмам Наталья Дзюбенко

Подобные незначительные детали сплетаются в своеобразную нить, ведущую сквозь весь хаос и абсурд происходящего.

Неугомонная Саша влезает в чужую квартиру, но не какую-нибудь, а коммунальную. Там подросток Митя дворянского происхождения соседствует с безумным Толиком в солнцезащитных очках на цепочке, дырявой сетке для волос и с пачкой сигарет в подвернутом рукаве халата.


Кадр из фильма. Татьяна Друбич — Александра, Михаил Розанов — Дмитрий Лобанов (Митя), хозяин комнаты. Художник по костюмам Наталья Дзюбенко
4   153260.jpg
Кадр из фильма. Михаил Розанов — Дмитрий Лобанов (Митя), Александр Баширов — Анатолий Феоктистович (Толик) Гнилюга, сосед Мити по коммуналке. Художник по костюмам Наталья Дзюбенко


Кадр из фильма. Александр Баширов — Анатолий Феоктистович (Толик) Гнилюга. Художник по костюмам Наталья Дзюбенко

Кадр из фильма. Александр Баширов — Анатолий Феоктистович (Толик) Гнилюга. Художник по костюмам Наталья Дзюбенко

Коммуналка превращается в полноправного героя, а ее китчевые интерьеры становятся достойным фоном для нарядов гостей.

Взять хотя бы Сашу в брюках галифе, мужском кителе в орденах, бантах, лентах, розах и даже перьях. Она, как сорока, примеряет все, что плохо лежит.

2  15326.jpg
Кадр из фильма. Татьяна Друбич — Александра. Художник по костюмам Наталья Дзюбенко


3   1532601.jpg
Кадр из фильма. Татьяна Друбич — Александра. Художник по костюмам Наталья Дзюбенкo.

Но такой подход рождает, например, сочетание морской фуражки с вуалью и розовые сетчатые перчатки с перстнями. Избыточно, но запоминается.


Кадр из фильма. Татьяна Друбич — Александра. Художник по костюмам Наталья Дзюбенкo.

За окном — смутное время (до распада СССР — всего ничего), и в пространстве коммуналки царит трагикомедия. Старая идеология изжила себя, а новая еще не сформировалась. Пережить переломный этап помогают юмор и эскапизм.

Уход от неприглядной реальности напоминает инсталляцию Кабакова "Человек, улетевший в космос из своей комнаты". Как и его герой, вырвавшийся за пределы гнетущей коммуналки, персонажи фильма стремятся если не отправиться к звездам, то хотя бы превратить место своего существования в комфортное пространство.

1 Илья Кабаков. Человек, улетевший в космос из своей комнаты. 1986. Инсталляция..jpg
Илья Кабаков. "Человек, улетевший в космос из своей комнаты". 1986. Инсталляция.

Получается у них то ли Нарния, то ли советская танцплощадка.

На скатерти мелькают разноцветные огни, шампанское сливается в один бидон,

1   1532601.jpg
Кадр из фильма.  Художник по костюмам Наталья Дзюбенкo.

а из шкафа вырываются музыканты.


Кадр из фильма.  Художник по костюмам Наталья Дзюбенкo.

Изначально праздник в дом приносит избранник Саши Владимир.

"Вова, Вовочка, Волошенька" под стать ей выглядит довольно необычно. Тренч с фиолетовой подкладкой скрывает строгий серый костюм.


Кадр из фильма.  Художник по костюмам Наталья Дзюбенкo.

Однако в нем Владимир надолго не задержится, и, сняв пиджак, он демонстрирует подтяжки с цветами. Он же поет "миллион алых роз, эврибади", и к тому моменту кажется, что смотришь мюзикл, в котором романс смешался с оперой и рок-н-роллом.

Черно-красное сочетание цветов в фильме — основополагающее.
Отсюда


Мне лично кажется, что для Соловьева этот фильм был символом Перестройки.  И картина выглядит откровенно китчевой и даже слегка безумной. Революция в умах потому что, а революции красивыми и эстетичными не бывают. Вернее, их красота и эстетика очень странные, нон-конформизм на уровне дурдома


Tags: Россия, костюм, шоу-бизнес
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo selyanka1 август 23, 2017 19:24
Buy for 30 tokens
30 жетонов Не размещаются материалы с экстремистскими и антизаконными призывами, с порнографией, с матами, с оскорблениями selyanka1 или ее друзей
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 36 comments

Recent Posts from This Journal