selyanka1 (selyanka1) wrote,
selyanka1
selyanka1

Category:

Как создавали костюмы для сериала "София" (2016)



В 2016 году на экраны вышел исторический телесериал режиссёра Алексея Андрианова "София", рассказывающий о женитьбе великого московского князя Ивана III на  Зое Палеолог, принцессе павшей под  напором турок-османов Византийской империи


Главный художник по костюмам сериала “София” Наталья Салтыкова рассказала, что в 8-серийном телевизионном фильме с высокой точностью воспроизведены убранство княжеского дворца, одеяния царской семьи и придворной свиты, а также предметы быта эпохи, и как все это богатство создавалось.

*********************************************************************************************************************************
Лично мне, Selyanka1, очень нравятся костюмы к сериалу, я считаю, что они шикарно сделаны и очень стильные, тем не менее я, добавив картинки, к картинкам добавила и  собственные комментарии к тексту. Потому что полезла по музейным сайтам проверять сказанное, и выяснилось, что в интервью и статьях явно что-то напутано. Не знаю, это художник по костюмам оговорился или журналисты что-то напутали, но истины ради пришлось писать кмментарии к картинкам от себя лично. Мой текст выделен курсивом
*********************************************************************************************************************************

- Над "Софией" было очень сложно работать, но при этом очень интересно. Ведь здесь нужно было придумать костюмы для русских, для итальянцев, для татар. И все должны быть красивыми, аккуратными. Думаю, у нас получилось, - призналась Наталья Салтыкова.


_03Capture.PNG
Николай Козак в роли Фёдора Давыдовича Хромыя, воеводы и боярина на службе Ивана III, София Никитчук в роли Елены Волошанки, дочери Стефана Великого, жены Ивана Молодого, Анатолий Узденский в роли Фёдора Курицына, думского дьяка, летописца и казначея при дворе Ивана III

_0 Capture.PNG
Александр Балуев в роли Стефана III Великого, господаря Молдавского княжества, Пётр Зайченко  в роли Филиппа I, митрополита Московского и всея Руси, Джулиано Ди Капуа в роли Ивана Фрязина, монетного мастера при дворе Иоанна III

Сначала художники рисовали эскизы костюмов для главных и второстепенных персонажей. По этим наброскам производился подбор тканей и декора. Затем все отшивалось в специальной мастерской. Естественно, кроме исполнителей главных ролей, на площадке было задействовано большое количество актеров массовых сцен.

Как призналась Наталья Салтыкова, в таком грандиозном проекте практически невозможно отшить все костюмы с нуля. На это понадобилось бы много лет. Поэтому для сыгравших в эпизодах актеров детали костюмов брали в аренду.


Кадр из фильма


Кадр из фильма

Для всех главных персонажей были сшиты по несколько комплектов костюмов. Однако, чтобы каждый раз на экране артист появлялся в новом одеянии, художники комбинировали уже сшитые варианты между собой. Например, сочетали верхний кафтан одного костюма с юбкой от другого или меняли головные уборы местами. В итоге получался новый вариант.

Все костюмы в "Софии" получились очень дорогими. Для их производства использовались исключительно натуральные материалы. Например, ткань для царской шубы была соткана вручную в Новоспасском монастыре по историческим технологиям из натурального шелка и соболиного меха. В итоге шуба получилась аутентичной той, что носил Иван III в XV веке.

2 1Capture.PNG
Eвгений Цыганов в роли Ивана III в шубе из натурального шелка и соболиного меха.
Царской одежды и изображений царских шуб времен Ивана III (1440 -1505) не сохранилось, самые близкие по времени изображения аутентичных шуб - 1517 и 1526 года .



1 Captuvre.PNG
Слева  дипломат Священной Римской империи Сигизмунд фон Герберштейн в жалованном русском платье, полученном им от сына Ивана III Василия III при втором посольстве в Москву в 1526 году. Справа  Герберштейн в русском одеянии, пожалованном ему Василием III во время первого посольства в Москву в 1517 г.

Ткани для костюмов сериала "София" закупались в Стамбуле

- К счастью, сохранилась Радзивилловская летопись XIII века, которую я внимательно изучила, - рассказала художник по костюмам сериала "София" Наталья Салтыкова.

1024px-Radzivill_Chronicle_01_by_shakko.jpg
Радзивилловская летопись - летописный памятник предположительно начала XIII века, сохранившийся в двух списках XV века, иллюстрированный раскрашенными миниатюрами в количестве 617 штук.  Представляет собой "Повесть временных лет" продолженную погодовы́ми записями до 1206 года.
Я не совсем уверена, как миниатюры о событиях "Повести временных лет"  можно привязать к царствованию Ивана III (1440 -1505), но будем считать, что раз летопись переписывали и иллюстрировали в XV веке, что-то там из современной XV веку одежды отображено, а не только то, что обязано было быть изображено согласно религиозным канонам.
Ну и то, что такого качества достаточно примитивные изображения с полным отсутствием деталей, можно использовать в художественных целях, я тоже совсем не уверена. Там и с лупой то ничего не разглядишь, не прорисовано потому что. 

- К каждому персонажу я придумала отражающий характер образ. Положительных героев одела в наряды теплых тонов, а княгиню и Ивана Мамонова - в темные.

_ 5 Capture.PNG
Надежда Маркина в роли Марии Ярославны, Великой княгини Московской, матери Ивана III, и Борис Невзоров в роли"злодея" Григория Ивановича Мамонова, боярина при дворе великого князя Московского.

_7 Capture.PNG
Илья Ильиных в роли Ивана Молодого, сына Ивана III, и Мария Андреева в роли Софии Палеолог, в одеждах теплых оттенков как положительные герои,

Книги, одежду, предметы, иконы для того, чтобы они были органично вписаны в соответствующее время, после изготовления специально состаривали. Процесс состаривания тканей называется "фактурка".


_8Capture.PNG
Евгений Цыганов в роли Ивана III в сериале София

Эскизы создавались по экспонатам Исторического музея, где сохранился кафтан Ивана III.

На сайте ГИМа в выложенных эскпонатах нет никакого кафтана Ивана III, не слышали о нем и на многочисленных сайтах реконструкторов. В ГИМе есть изoбражения кафтанов, причем без упоминания точного века и времени царствования, и только один кафтан царский, но без упоминания имени царя.

Сверху: царский становой кафтан изображение 1. Лист №48 из II отделения издания "Древности Российского Государства". Солнцев Ф. Г. Хромолит. Ф. Дрегера.
Снизу: становой кафтан. Лист из альбома "Русские древности. Материалы для истории русских одежд". Лит. В. Прохорова
Ни верхний, ни нижний кафтан на кафтан Ивана III в фильме не похожи, ни по рисунку, ни по крою.

В фильме Евгений Цыганов появляется только вот в таком "повседневном" кафтане, который  выглядит по-разному из-за сочетаний с разной верхней одеждой

Сами музейные оригиналы по закону от 1983 года использовать в кино запрещено, потому что вещи могут быть повреждены. Часть тканей для сериала создавалась в Свято-Даниловом монастыре, где сохранились деревянные ткацкие станки XVIII века. А за другими мы отправились в Стамбул, где на базарах нашли ткани ручной работы с узорами того времени. Наручи вышивались вручную, пуговицы из Непала натуральные. Невероятно трудоемкая работа, на которую ушел год. Аж 11 мастериц занимались нарядами.



Слева Евгений Цыганов в роли Ивана III  в этом своем единственном кафтане, здесь его хорошо весь видно. Рисунок ткани намного мельче рисунков, которые видны на древнерусской одежде (это видно на сохранившихся иконах, фресках и изображениях в ГИМе), но такой мелкий рисунок - это, видимо, что-то, что можно купить сейчас на рынках Турции "под старину"
Справа становой шелковый кафтан. Лист из альбома "Русские древности. Материалы для истории русских одежд". Лит. В. Прохорова. Подозреваю, что для Цыганова кроить могли по образцу вот этого конкретного кафтана
                               
_ Caddpture.PNG

В дополнение к рисункам кафтанов из ГИМа чисто ради очень хорошо видного крупного рисунка  покажу сохранившийся из церковных одежд того периода саккос  митрополита московского Симона (1496–1511), одного из митрополитов времени Ивана III.


Фрагмент пелены Елены Волошанки, на которой изображён торжественный выход Ивана III Великого с семейством во время коронации Дмитрия. 1498 год
Пелена - это как икона, она делается по канонам, чтобы никаких разночтений, как кто выглядит. Чтобы все образы были узнаваемы и никого ни с кем нельзя было перепутать. Неудивительно, что и в летописях, и на иконах, и на пеленах из века в век одна и та же одежда. Это не означает, что мода не менялась, Просто такие были каноны.

Мы воссоздали княжеские бармы Ивана III. Это расшитый камнями мужской воротник, который София снимает с шеи царя после венчания. Его бармы не сохранились, но есть княжеские в Московском Историческом музее. Мы использовали для барм царя полудрагоценные камни: яшму, рубины, гранаты. Маленького Ивана Грозного мы одели в платно - опашню. Мода поменялась, он уже не носит бармы.


У меня про бармы был пост. Бармы и оплечье. Всего в России сохранилось 5 царских барм XVI- XVII веков и 2 княжеских XII - начала XIII века, из рязанского и суздальского кладов. 6 из этих 7 находятся в Оружейной палате и только одна в Государственном историческом музее. Сохранившиеся бармы, как символы княжеской и царской власти, данной от Бога, украшены чем-то с религиозным сюжетом. Круглый древнерусский воротник, украшенный вышивкой, жемчугом или драгоценными камнями, но без религиозных символов власти, называется ожерелье. Как можно назвать те бусы-колье-ожерелья без божественных мотивов, что повесили на шею царю с царевичем, я вообще на знаю
Фразу про изменение моды, из-за которой Иван Грозный не носит бармы, я вообще не поняла. Бармы - это не мода, это символ власти. Бармы как этот символ исчезли только при Петре I, который установил в Российской империи собственные имперские символы.
       
2  Capture.PNG
Слева Илья Ильиных в роли старшего сына Ивана III Ивана Молодого. В центре барма из суздальского клада XII - начала XIII века, ГИМ. Пять медальонов  орнаментированы процветшими крестами и розетками на черневом фоне, а на шестом  - изображение юного мученика с крестом в правой руке. Справа Евгений Цыганов в роли Ивана III.


Еще князь обязательно должен был носить шапку. Ее собирали из железных элементов, ткани, камней, жемчуга. Для современных людей такая шапка кажется странной. И Евгений Цыганов ее все время хотел снять. Но князь не мог появиться на официальном приеме без тафьи. Поскольку я присутствовала на всех съемках, то мне приходилось следить за Цыгановым, чтобы он был в головном уборе.


Кадр из фильма. Если они имели в виду вот эту шапку, то oнa сделана, скорее, по типу шапки на картинке с шубой  Сигизмунда фон Герберштейна. Есть только одна более-менее древняя картинка  с Иваном III в шапке. В принципе, наверное, надо показать, как Ивана III то раньше изображали



Слева: Великий князь Иван III Французская гравюра из "Космографии" А. Теве, 1575 год (Иван умер в 1505 году)
В центре: Иван III Васильевич. Портрет из "Царского титулярника”  1672 год.
Справа: какая-то миниатюра, упорно выдаваемая в массе интернет-источников (не научных) за изоображение Ивана III. Поздние Рюриковичи имели очень специфические большие и крючковатые носы, поэтому если вы видите портрет некоего монарха с прямым небольшим носом, подписанный Иван III, Василий III, Иван IV или Федор Иоаннович, сразу знайте, что либо абсолютно все, что там нарисованo (и внешность, и одежда), - это фантазия художника, не имеющего ни малейшего представления о реалиях, либо просто портрет неправильно подписан, и это вообще не Рюриковичи, а кто-то из Романовых, например.



Костюмы принадлежат продюсерам, но мы надеемся, что будет устроена выставка и зрители смогут увидеть их воочию.

Художник по костюмам Наталья Салтыкова призналась, что старалась максимально прислушиваться к просьбам исполнителей главных ролей во время создания образов.

- Конечно, всегда в процессе работы необходимо сотрудничать с актерами. Например, кому-то нужна рубашка посвободнее, кому-то неудобна длина рукавов. Актеры постоянно в движении в кадре - им нужно действовать. Конечно, я старалась прислушиваться к ним. Однако не всегда удовлетворяла их просьбы. Артисты постоянно хотели что-нибудь расстегнуть или убрать, - рассказала Наталья. - Например, с Машей Андреевой были вопросы относительно головных уборов. Сегодня мы не привыкли носить их. А здесь ей приходилось не только постоянно в них находиться, но и убирать волосы под платок. Конечно, это было не очень удобно. Или, например, цари раньше всегда ходили в шапке: и зимой, и летом. Плюс постоянно носили меха. Естественно, актерам было жарко. Но люди так жили в XV веке, особенно знать.


Мария Андреева в роли Софии Палеолог,

Как призналась Салтыкова, исполнительница главной роли в сериале Мария Андреева всегда угадывала, пошит ли костюм специально для нее или же какая-то деталь взята в аренду. Актриса призналась, что чувствует энергетику вещей. Например, на съемках она могла понять, что накладные рукава уже были ранее использованы в другом наряде. Но если костюм был полностью сшит для артистки, то и чувствовала она себя в нем органично.

К счастью, практически все костюмы для Андреевой были сшиты с нуля, поэтому и работать в них актрисе очень нравилось. Для 30-летней актрисы Марии Андреевой роль Софии Палеолог - одна из самых масштабных.


Телезрители дали неоднозначную оценку сериалу "София". Мнения в соцсетях кардинально разные: от восторженно-хвалебных и благодарственных до негативных и разгромных. Одни говорят, что фильм хороший и познавательный, из плюсов называют красочные костюмы, которые смотрятся действительно богато и красиво, и сравнивают "Софию" с турецким "Великолепным веком". Другие заметили в картине много ляпов: как накрашены ловко реснички у рыженькой, как мелькает шифер на крышах (камера случайно выхватила) и даже идеальный маникюр у актрис. И это только малая часть из того, что заметили самые внимательные.

Правда совсем уж явных исторических ляпов зрителями не было замечено, а за красочность костюмов большинство готовы многое простить.

ТутТутТутТут


Tags: Россия, история, костюм, шоу-бизнес
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Еще один Стрелец

    Еще один костюм Стрельца - от дизайнера Венди Эберхард-Петрик (Wendy Eberhardt-Petrick). Очень такое авторское видение образа, где Стрелец, с…

  • Стрелец косплейный

    Продолжаю маскарадно-карнавально-косплейную тему Стрельцов как знака зодиака и предлагаю посмотреть на один из самых красивых костюмов, созданных…

  • Зеленая пятница

    Про Черную пятницу (Black Friday) в России вроде бы уже все знают. Это потребительская традиция, зародившаяся в США, когда на следующий день…

promo selyanka1 august 23, 2017 19:24
Buy for 30 tokens
30 жетонов Не размещаются материалы с экстремистскими и антизаконными призывами, с порнографией, с матами, с оскорблениями selyanka1 или ее друзей
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 18 comments

Recent Posts from This Journal

  • Еще один Стрелец

    Еще один костюм Стрельца - от дизайнера Венди Эберхард-Петрик (Wendy Eberhardt-Petrick). Очень такое авторское видение образа, где Стрелец, с…

  • Стрелец косплейный

    Продолжаю маскарадно-карнавально-косплейную тему Стрельцов как знака зодиака и предлагаю посмотреть на один из самых красивых костюмов, созданных…

  • Зеленая пятница

    Про Черную пятницу (Black Friday) в России вроде бы уже все знают. Это потребительская традиция, зародившаяся в США, когда на следующий день…