selyanka1 (selyanka1) wrote,
selyanka1
selyanka1

Модернизм против мещанства в фильме "Дайте жалобную книгу" (1965)

_900 x 600.jpg

Как известно, советские фильмы 40-60 годов часто снимались так, что актеры и актрисы служили ролевыми моделями для населения - как во внешнем облике, так и в поведении. Во внешнем облике иногда это было меньше заметно, иногда больше. Но с точки зрения костюма и манеры одеваться было принято, что положительные герои фильма показывали "правильный" пример гардероба, а отрицательные - "неправильный". Положительные герои обычно должны были демонстрировать хороший вкус, а отрицательные  - "вульгарный"

Давайте на примере фильма "Дайте жалобную книгу" посмотрим, как советских людей учили тому, что такое этот "хороший вкус"

Практические во всех комедиях Эльдара Рязанова одежда играет очень большую роль и с помощью деталей подчеркивает характер героев и акцентирует внимание на каких-то качествах персонажей и их поведении. Не является исключением и фильм 1965 года "Дайте жалобную книгу"

Костюмы в этом фильме создала  Роза Марковна Сатуновская ("Вий", "Жених с того света", "Дайте жалобную книгу", "Суета сует", "Капитанская дочка", "Охота на лис" и т.д.)

Сюжет фильма прост. Таня работает директором отвратительного кафе "Одуванчик", где персонал не только хамит, разбавляет напитки под стойкой и спит на рабочем месте, но и выглядит неприятно. Все, от заместителя директора и до певицы эстрадного ансамбля... с ними что-то не так... Что? Будем разбираться.

Далее, по сюжету, приходит хороший мальчик Юра, он журналист, ему в кафе тоже хамят, втягивают в драку, забирают в милицию - но потом он публикует едкий текст у себя в газете "Юность", после чего Таню ждет ряд неприятных разбирательств.

И всё было бы совсем нехорошо, если б не Tанин однокурсник по институту, большой человек, крупный чиновник, работающий на периферии и вот, вернувшийся сделать Тане предложение и увезти на Дальний Восток. В общем, ясно, что правильная девушка образца 1964 года в такой ситуации из двух мужчин выбирает того, который не ограничивает ее свободы, и вот она вместе с Юрой пробивает проект реконструкции отвратительного "Одуванчика" в современное молодежное кафе. В финале звучит замечательная песня "Добрый вечер", а персонал кафе - переодет в новую модную униформу. В общем, если брать чисто костюм, кто здесь с кем борется?

1 scale_1200mm.jpg
Кадры Юриных прибытий из рабочих командировок сняты в только что открывшемся терминале "Внуково-1". И толпа там явно не случайная, а отобранная Мосфильмом массовка (в отличие от обычной толпы на улицах Москвы, которую снимали в живую). Среди пассажиров самолета две девушки в модных кепках, две носят модные туфли без каблука, абсолютно все - в костюмах или юбках прилегающего узкого силуэта, есть барышня с деловым портфелем, парочка - в нитроновых кофточках и одна в юбке из ткани в полоску. Среди мужчин популярны короткие молодежные плащи. В общем, образцы западной, польской и гдровской продукции.

Есть такое ощущение, что стилистически в картине борются мода молодежная (Маша в брюках, в кепке, с крупным лаконичным медальоном) и пережитки сталинского гламура, скатившегося до ресторанной эстетики (стразы на певичке, длинные перчатки, рюши на официантках). Однако если внимательно посмотреть на наряды тех же официанток, то станет ясно, что и они - большие модницы для своего 1964 года. В чем же тогда борьба?

2 scale_1200 (1).jpg
Официантка "Одуванчика" с модной прической "бабетта" в жутких рюшках.


3  362129.jpg
Ресторанная певица из старого ансамбля при параде: в высокой прическе заколка со стразами, платье длинное с оборками внизу, много блесток, и, внимание, высокие вечерние перчатки с перстнями ПОВЕРХ них, что считается нарушением этикета. Поверх перчаток можно надевать только браслеты.


4  KV637wP19y4WGt0dh8eLFM.jpg
Платье ресторанной певицы длинное, с оборками на подоле.

Ну, капитан очевидность же, не в возрасте героев дело (помогает Тане и Юре не кто-то, а самый-самый высокий начальник Николай Иванович, пожилой человек с отличным чувством юмора и хорошим вкусом), и не в возрасте эстетики (назовем это так, учитывая, что рюшки, позолота и фальшивые капители относятся к ушедшей уже 10 лет как эстетике большого стиля). Дело в отсутствии вкуса у хамоватой официантки, приворовывающей буфетчицы и унылой певички. А именно борьбу за хороший вкус (а не за молодежную моду или прочие отвлеченные понятия) вели редакторы женских журналов и книг по кройке и шитью в первой половине 1960-х годов.

И вот перед нами образец хорошего вкуса - молодая, местами несдержанная, порой не умеющая дать хаму отпор, но очень целеустремленная и самодостаточная Татьяна Шумова.
6 scale_1200 (4).jpg
Таня приходит в редакцию после публикации фельетона в платье прямого кроя, с длинным рукавом и поясом. Но изюминка ее наряда - в отделке. Платье украшено лаконичным воротничком (заметим, кружевные воротнички поверх конструктивных деталей ворота остались в той, прежней эстетике) и клапанами фальшивых карманчиков чуть выше и чуть ниже линии талии.



Фильм снят на черно-белую пленку, однако мы легко можем угадать цвета Таниных костюмов. Обратимся к иллюстрациям в книге "Одевайтесь со вкусом" за 1961 год, где вопросам борьбы за хороший вкус посвящено самое большое число страниц по сравнению с аналогичными книгами предыдущих лет издания.

7 Capture.PNG
Обложка книги
Учимся сочетать контрастные цвета. В книге указано, что это высший пилотаж, и приступать к таким экспериментам можно только тем, кто свободно владеет составлением более простых сочетаний.
Учимся сочетать родственные цвета, иллюстрация из книги

Таня, скорее всего, пользуется родственными цветами в одежде - кроме одного случая, когда она носит пуловер с широкими разноцветными полосами. Ведь она занимает ответственную должность, а принципы хорошего вкуса подразумевают соблюдения строгости в деловой одежде.


8 scale_1200 (8).jpg
Таня в деловом костюме из прямой юбки и двубортного жакета без рукавов из плотной ткани в узкую полоску.


9 scale_1200 (9).jpg
В свободное от работы время Таня носит трикотажный пуловер без рукавов и с прямой линией ворота. Широкие полоски тут, скорее всего, темно-синие, белые и красные. Возможно, самый светлый оттенок тут - светло-зеленый, такие ткани тоже имели место.

Летом и Таня, и официантки, приходят на работу в летних коротких платьях с абстрактным принтом. И в данном случае, хамоватая официантка от моды не отстаёт. Но вот неряшливый грим и сделанный тут же начес, неумение держать себя в обществе мужчин, чрезмерно крупные клипсы с крупными бусами при не самом корпулентном сложении - это всё не то, чтоб устарело, это некрасиво в любое время, и обыгрывается художником по костюмам.

10  scale_1200 (10).jpg
Буфетчица носит крупные овальные серьги и крупную брошь со стразами в вырезе платья из материи с крупными цветами. Она барышня крупная, потому тут не возникает несоответствия по формам, однако возникает несоответствие роли и костюма. Такой наряд органичен в послеобеденное время и на посетительнице ресторана, а не на сотруднице его. Хорошая официантка украшений не носит вовсе, платье ее того же кроя, что и у буфетчицы, но ткань выбрана с мелким узором, что соответствует типажу девушки и рабочей обстановке.

11  scale_1200 (11).jpg
Хорошая официантка в легком платье из материи с абстрактным растительным узором.


12  scale_1200 (12).jpg
Плохая официантка носит крупные круглые клипсы и бусы, платье у нее из материи с резкими контрастными полосами, что придает некую тигриную хищность всему образу. Таня тоже носит полоски, но они складываются в мягкие вертикальные линии, визуально вытягивая силуэт.

Лучше всех, конечно, одевается певица. Особенно в дневное время. Ее костюм, между прочим, полностью соответствует костюмам Тани - по крою. Но впечатление очень разное.

13  scale_1200 (13).jpg
Жакет с рукавами 3/4, перчатки, искусственный букет, клипсы, высокий пучок. Из всего этого надо оставить только жакет, перчатки, клипсы. И будет норм.


14  scale_1200 (14).jpg
Жакет с руками 3/4, узкая прямая юбка. И всё. Но шик Таниных костюмов в другом: в строчках, больших пуговицах, новых синтетических материях, отлично держащих форму.

Итак, в финале фильма модернизм побеждает, капители спилены, вместо тусклых абажуров - новые светлые лампы и так далее. Нутро системы - в лице товарища Постникова - конечно, остаётся гнилым. Но зато на официантках новая лаконичная форма.

15  kadr-dayte-zhalobnuyu-knigu-08.jpg
Тут заметно, что новая форма не просто модная, лаконичная и красивая, но и полностью трансформируется в открытое черное платье на бретелях. Вряд ли предполагалось, что официантки в какой-то момент оголятся так же, как их директриса, но такой крой позволяет менять блузы ежедневно, оставляя при этом возможность составления красивого ансамбля в униформе.

Ну и волшебная Лариса Мондрус. Между прочим, она тоже в стразиках. Но ее стразики - правильные. Процитирую тут подпись к иллюстрации в журнале мод 1960-х: "Украшения? Да, но в меру!"

16  scale_1200 (16).jpg
В целом оркестр стал выглядеть более демократично: вместо смокингов - трикотажные жилеты на мальчиках и короткое лаконичное платье из плотной материи с брошью строгой прямоугольной формы на девушке.

В том-то и штука: есть некая мера, и этой мере пытались обучать советских женщин в первой половине 1960-х, точно так же, как приучали их носить трусы вместо денной рубахи в 1920-х годах. И чистить зубы.  В общем, ликбез был пройден успешно - настало время осваивать более сложные навыки. В этом видна даже перекличка эпох.

Отсюда


Tags: Россия, костюм, шоу-бизнес
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo selyanka1 august 23, 2017 19:24
Buy for 30 tokens
30 жетонов Не размещаются материалы с экстремистскими и антизаконными призывами, с порнографией, с матами, с оскорблениями selyanka1 или ее друзей
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 30 comments

Recent Posts from This Journal