Как известно, советские фильмы 40-60 годов часто снимались так, что актеры и актрисы служили ролевыми моделями для населения - как во внешнем облике, так и в поведении. Во внешнем облике иногда это было меньше заметно, иногда больше. Но с точки зрения костюма и манеры одеваться было принято, что положительные герои фильма показывали "правильный" пример гардероба, а отрицательные - "неправильный". Положительные герои обычно должны были демонстрировать хороший вкус, а отрицательные - "вульгарный"
Давайте на примере фильма "Дайте жалобную книгу" посмотрим, как советских людей учили тому, что такое этот "хороший вкус"
Костюмы в этом фильме создала Роза Марковна Сатуновская ("Вий", "Жених с того света", "Дайте жалобную книгу", "Суета сует", "Капитанская дочка", "Охота на лис" и т.д.)
Сюжет фильма прост. Таня работает директором отвратительного кафе "Одуванчик", где персонал не только хамит, разбавляет напитки под стойкой и спит на рабочем месте, но и выглядит неприятно. Все, от заместителя директора и до певицы эстрадного ансамбля... с ними что-то не так... Что? Будем разбираться.
Далее, по сюжету, приходит хороший мальчик Юра, он журналист, ему в кафе тоже хамят, втягивают в драку, забирают в милицию - но потом он публикует едкий текст у себя в газете "Юность", после чего Таню ждет ряд неприятных разбирательств.
И всё было бы совсем нехорошо, если б не Tанин однокурсник по институту, большой человек, крупный чиновник, работающий на периферии и вот, вернувшийся сделать Тане предложение и увезти на Дальний Восток. В общем, ясно, что правильная девушка образца 1964 года в такой ситуации из двух мужчин выбирает того, который не ограничивает ее свободы, и вот она вместе с Юрой пробивает проект реконструкции отвратительного "Одуванчика" в современное молодежное кафе. В финале звучит замечательная песня "Добрый вечер", а персонал кафе - переодет в новую модную униформу. В общем, если брать чисто костюм, кто здесь с кем борется?
Есть такое ощущение, что стилистически в картине борются мода молодежная (Маша в брюках, в кепке, с крупным лаконичным медальоном) и пережитки сталинского гламура, скатившегося до ресторанной эстетики (стразы на певичке, длинные перчатки, рюши на официантках). Однако если внимательно посмотреть на наряды тех же официанток, то станет ясно, что и они - большие модницы для своего 1964 года. В чем же тогда борьба?
Официантка "Одуванчика" с модной прической "бабетта" в жутких рюшках.
Ресторанная певица из старого ансамбля при параде: в высокой прическе заколка со стразами, платье длинное с оборками внизу, много блесток, и, внимание, высокие вечерние перчатки с перстнями ПОВЕРХ них, что считается нарушением этикета. Поверх перчаток можно надевать только браслеты.
Платье ресторанной певицы длинное, с оборками на подоле.
Ну, капитан очевидность же, не в возрасте героев дело (помогает Тане и Юре не кто-то, а самый-самый высокий начальник Николай Иванович, пожилой человек с отличным чувством юмора и хорошим вкусом), и не в возрасте эстетики (назовем это так, учитывая, что рюшки, позолота и фальшивые капители относятся к ушедшей уже 10 лет как эстетике большого стиля). Дело в отсутствии вкуса у хамоватой официантки, приворовывающей буфетчицы и унылой певички. А именно борьбу за хороший вкус (а не за молодежную моду или прочие отвлеченные понятия) вели редакторы женских журналов и книг по кройке и шитью в первой половине 1960-х годов.
И вот перед нами образец хорошего вкуса - молодая, местами несдержанная, порой не умеющая дать хаму отпор, но очень целеустремленная и самодостаточная Татьяна Шумова.
Таня приходит в редакцию после публикации фельетона в платье прямого кроя, с длинным рукавом и поясом. Но изюминка ее наряда - в отделке. Платье украшено лаконичным воротничком (заметим, кружевные воротнички поверх конструктивных деталей ворота остались в той, прежней эстетике) и клапанами фальшивых карманчиков чуть выше и чуть ниже линии талии.
Фильм снят на черно-белую пленку, однако мы легко можем угадать цвета Таниных костюмов. Обратимся к иллюстрациям в книге "Одевайтесь со вкусом" за 1961 год, где вопросам борьбы за хороший вкус посвящено самое большое число страниц по сравнению с аналогичными книгами предыдущих лет издания.
Таня, скорее всего, пользуется родственными цветами в одежде - кроме одного случая, когда она носит пуловер с широкими разноцветными полосами. Ведь она занимает ответственную должность, а принципы хорошего вкуса подразумевают соблюдения строгости в деловой одежде.
Таня в деловом костюме из прямой юбки и двубортного жакета без рукавов из плотной ткани в узкую полоску.
Летом и Таня, и официантки, приходят на работу в летних коротких платьях с абстрактным принтом. И в данном случае, хамоватая официантка от моды не отстаёт. Но вот неряшливый грим и сделанный тут же начес, неумение держать себя в обществе мужчин, чрезмерно крупные клипсы с крупными бусами при не самом корпулентном сложении - это всё не то, чтоб устарело, это некрасиво в любое время, и обыгрывается художником по костюмам.
Хорошая официантка в легком платье из материи с абстрактным растительным узором.
Плохая официантка носит крупные круглые клипсы и бусы, платье у нее из материи с резкими контрастными полосами, что придает некую тигриную хищность всему образу. Таня тоже носит полоски, но они складываются в мягкие вертикальные линии, визуально вытягивая силуэт.
Лучше всех, конечно, одевается певица. Особенно в дневное время. Ее костюм, между прочим, полностью соответствует костюмам Тани - по крою. Но впечатление очень разное.
Жакет с рукавами 3/4, перчатки, искусственный букет, клипсы, высокий пучок. Из всего этого надо оставить только жакет, перчатки, клипсы. И будет норм.
Жакет с руками 3/4, узкая прямая юбка. И всё. Но шик Таниных костюмов в другом: в строчках, больших пуговицах, новых синтетических материях, отлично держащих форму.
Итак, в финале фильма модернизм побеждает, капители спилены, вместо тусклых абажуров - новые светлые лампы и так далее. Нутро системы - в лице товарища Постникова - конечно, остаётся гнилым. Но зато на официантках новая лаконичная форма.
Ну и волшебная Лариса Мондрус. Между прочим, она тоже в стразиках. Но ее стразики - правильные. Процитирую тут подпись к иллюстрации в журнале мод 1960-х: "Украшения? Да, но в меру!"
В том-то и штука: есть некая мера, и этой мере пытались обучать советских женщин в первой половине 1960-х, точно так же, как приучали их носить трусы вместо денной рубахи в 1920-х годах. И чистить зубы. В общем, ликбез был пройден успешно - настало время осваивать более сложные навыки. В этом видна даже перекличка эпох.
Отсюда
Journal information