selyanka1 (selyanka1) wrote,
selyanka1
selyanka1

Categories:

Щелкунчик

_900 x 600.jpg

После длительного отсутствия из-за всяких коронавирусов  к нам вернулась одна из главных культурных традиций американского  Рождества - балет "Щелкунчик".
Сходили на представление, получили бодрую порцию позитива.  Делюсь.

Прежде чем перейти собственно к тому, что мы видели на сцене под названием "Щелкунчик", я расскажу про то, как, почему и в каком качестве этот балет стал в США настолько популярен.

Без рассказа об этом рассказ про само представление кому-то может показаться  смешным приколом, а кому-то даже издевательством над балетом
"Щелкунчик" на музыку Чайковского был впервые поставлен в Мариинском театре хореографами Мариусом Петипа и Львом Ивановым в 1892 в классическом французском стиле и критиками первоначально был встречен очень прохладно, хотя публике вроде и понравилось.  До США этот балет добрался в 1944 году и впервые был поставлен в Сан-Франциско Уильямом Кристенсеном, который никогда российской версии этого балета в классической постановке Петипа не видел, поэтому в процессе репетиций много консультировался с русскими иммигрантами - балериной Александрой Даниловой и хореографом Джорджем Баланчиным, у которых за плечами был не только опыт классического балета во французском стиле от Мариинского театра, но и Русские сезоны Дягилева с совершенно другим балетом типа Стравинского, плюс понимание, что Америка - не Россия, люди совсем другие и вкусы тоже. Постановка в Калифорнии имела успех и замечательную прессу.

Сан Франциско хоть и являлся одним из немногочисленных американских городов, где был стационарный театр для оперы и балета, в то время не являлся культурным законодателем мод, особенно в каком-нибудь балете. Поэтому широкое признание "Щелкунчика" американскими народными массами состоялось только десять лет спустя, в 1954 году, когда Джордж Баланчин поставил балет в Нью Йорке, создав свою собственную, "классическую американскую" хореографию.

1 NUT_211124_326.jpg
"Щелкунчик" на сцене нашего местного театра

Балет Баланчинa был поставлен в феврале и еще никак особо не ассоциировался с традициями рождественских праздников, но сразу же полюбился публике и  принес абсолютно беспрецендентную прибыль.

Успех и прибыль были такими ошеломляющими, что с тех пор "Щелкунчик" стал ежегодным рождественским балетом и приносит не только балетным группам Нью Йорка, но и других городов стабильный доход и финансовую безопасность, позволяя им нести творческие риски остальную часть года, если какой-то другой балет провалится.
Я где-то видела информацию, что один только "Щелкунчик" в рождественский сезон приносит балетным группам от 40% всех их денежных поступлений года

5  NUT_211124_370-Edit-1536x1024.jpg
"Щелкунчик" на сцене нашего местного театра. Клара

В чем же секрет такого успеха постановки Баланчина по сравнению с Петипа, особенно с учетом того, что в СССР России и к балету и вообще к театру всегда относились с огромным уважением, ах, работники искусства!, а в США театры часто на уровне самодеятельности и в балетные групы кого угодно учиться танцевать берут.
Секрет - в детях.

Баланчин, прекрасно понимая американский менталитет и скудные ресурсы для поиска балетных талантов в США (он сам был основателем балетной школы) создал в балете "Щелкунчик" огромное количество ролей и танцев именно для детей - 12 ангелов, 19 солдатиков, 13 детей - гостей рождественской вечеринки, 8 полишинелей (это маленькие клоуны, которые выходят из огромной юбки-кольца Имбирно-пряничной матери, чтобы исполнить короткий танец), 8 карамельных тросточек.

Из-за такого хореографического разворота и возможности танцевать огромному количеству детей из балетных школ и студий, пусть даже непрофессиональных, только в нашем городе до коронавируса ставилось разными балетными группами разной степени профессионализма около 10 балетов "Щелкунчик". На главные мужские партии студии приглашали профессиональных  танцоров, а женские партии танцевали самые способные ученицы этих балетных школ. В массовых сценах были заняты дети помладше и родители.

А уж сколько этих балетов ставилось по всей стране, никто и сосчитать не может
     

"Щелкунчик" на сцене нашего местного театра. Чтобы было все как в жизни...

То есть балет "Щелкунчик" в США - это  семейное развлечение, где родители с удовольствием помогают и с декорациями, и с костюмами, и массовку на сцене поизображать совершенно не прочь. И поскольку детские танцы в балете очень простые, то даже в труппы не любительских, не самодеятельных, а именно профессиональных  театров могут набрать детей по прослушиванию / просмотру и задействовать и их, и их родителей в постановке.

Даю слово танцовщику и хореографу Аркадию Ороховскому:

"Щелкунчик" тем и хорош для постановки в местных условиях, что в нем можно поменять все, что хочешь. Сама структура балета дает возможность приспособить постановку к любым условиям и исполнителям. Можно даже внести цирковые элементы, если позволяют бюджет и техническая оснащенность. Для участия в первом акте традиционно привлекаются родители, дедушки и бабушки, дяди и тети и прочие, худо-бедно танцующие родственники. Этот элемент семейной вовлеченности направлен на поддержку юных талантов, укрепляет семью и стимулирует местные бизнесы отстегивать деньги на рождественские развлечения комюнити. Это как семейное пение в церковном хоре.

Американский балет, вообще, существенно отличается и от российского, и от европейского. В российской традиции в балете все должно быть символично. В американской – реалистично. Все должно быть как в жизни. Неслучайно многие американские постановщики в первом акте "Щелкунчика" заменяют танцевальные партии на так называемые "steps".(шаги). Гости-взрослые в доме доктора Штальбаума ходят, общаются, вполноги танцуют. Это создает некую атмосферу домашней непринужденности, расслабленности. А, кроме того, позволяет принять участие в спектакле всем желающим родителям. В российском балете участие непрофессионалов не приветствуется, и все партии – строго танцевальные.

У американского балета другая целевая установка. Здесь балет, прежде всего, – удовольствие и развлечение. А если присутствуют и элементы высокой техники, то это просто сенсация. Благодарный зритель отбивает ладони в аплодисментах. В России же профессиональная техника – норма любого балетного спектакля, даже если это спектакль детской студии."
6  NUT_211124_437-Edit-2048x1365.jpg
"Щелкунчик" на сцене нашего местного театра. В конце первого акта вместо заснеженного леса и танца снежинок под елкой у нас тут Царство Снежной королевы и с белыми медведями, и с пингвинами в одном и том же почему-то лесу

Ну а теперь перейдем к "Щелкунчику" в нашем местном профессиональном театре (никакой самодеятельности, все танцоры из гильдий).

Надо сказать, что я первый раз попала на "Щелкунчика" именно в этом театре. До этого мы на "Щелкунчика" ходили только на гастрольного, когда из Нью Йорка к нам приезжали, а когда так и вообще из России (и жаловались, что сцены тут маленькие, не попрыгаешь в "классическом стиле", никаких особых па).  Дело в том, что, когда я сюда только переехала, я пошла на местный балет (названия уже не помню) и пришла в такой ужас, что больше и не ходила, потому что это был очень странный балет, не как я привыкла. Так что только гастроли и ничего кроме них.

Но сейчас выбирать не приходилось и вообще здорово, что можно было вообще куда-то пойти, а то вот в Нью Йорке отменили все рождественские балеты и концерты. А у нас всего лишь на cцене в масках танцевали, ну или шаги изображали в балетном стиле. Но все-равно красочно и какое -никакое развлечение и позитив.
10 Шоколад (испанский танец).jpg
Шоколад (испанский танец). Вместе с этим танцором по сцене бегал некто в костюме быка
10 Чай (китайский танец).jpg
Чай (китайский танец). Кроме дракона там еще был некто в костюме панды, в юбке причем

10 NUT_211124_666-Edit-2048x1365.jpg
Танец пастушков (датский марципан). Эту даму в танцах и прочих передвижениях по сцене сопровождал костюмированный волк

Лично мне показалось, что в этой постановке очень многое заимствовано из "Петрушки" Стравинского, не только толпа народа на сцене во время семейных гуляний, не только танцы из смеси балета и чего-то народного, но даже театр с любовным треугольником (Щелкунчик и Крысиный король - соперники за любовь феи Драже). Причем сюжет был такой странный с этим любовным треугольником, что и непонятно даже, а принц Клары то кто был, тоже Щелкунчик, или Клара была и феей Драже тоже (их разные балерины танцевали, а принц был только один)  А вот с класическим французским балетом Петипа общего нет вообще почти ничего.

В историю были внесены разные рождественские и сказочные персонажи, Например, в конце первого акта Клара попадала в лес в царство Снежной королевы с пингвинами и белыми медведями. А во втором акте вместо бала сладостей куча разных иностранцев-рождественскиx послов прибыли на бал с подарками. Китайцы с пандой, арабы почему-то со львом, датчане с волком, англичане с бульдогом, французы с лягушкой и русские с медведем.  Они танцевали трепак вот в таких костюмах карамельной трости

Cammmmpture.JPG
И помимо соло-партий главных героев именно этот трепак вызвал какой-то невероятный шквал аплодисментов, я даже удивилась.
     
7  52A7520-2048x1365.jpg
Вальс цветов

11  752A7544-2048x1365.jpg
По сюжету это должны быть Фея Драже и принц Оршад, но в этой постановке  это Фея Драже и принц Щелкунчик так выглядит в принцевом обличье

11  NUT_211124_875-Edit-.jpg
Фея Драже

В общем, все было очень детским, очень....не балетом, а в стиле балета, ну то есть шагали многие граждане балетным шагом и на пуантах. Ну это помимо кувырканий, акробатических трюков, какой-то собаки, которая у всех под ногами мешалась и у камина  дрыхла

И тем не менее это все было необыкновенно мило и по-доброму сделано. Неудивительно, почему на этот балет ходят толпами, а на какое-нибудь "Лебединое озеро" вовсе нет. И неудивительно, что именно такой уровень представления и является однoй из главных семейных традиций американского Рождества.
20211223_133728.jpg
Общий вид фойе с елкой, куда стояла толпа народа фотографироваться
   
Capture.JPG
Ёлка, сувенирный мышиный король

20211223_133720.jpg
Щелкунчик в буфете

В общем, все скромненько в этом году, никаких излишеств, но народ безумно радовался этому представлению и действительно получил массу позитива
 


Tags: США, праздник, шоу-бизнес
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo selyanka1 август 23, 2017 19:24
Buy for 30 tokens
30 жетонов Не размещаются материалы с экстремистскими и антизаконными призывами, с порнографией, с матами, с оскорблениями selyanka1 или ее друзей
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 47 comments
"Щелкунчик" Петипа был далек от идеала, и даже в советских театрах не удержался — в 1930-е успешной стала постановка Вайнонена, потом в Большом свою версию поставил Григорович. То есть никакой классической хореографии "Щелкунчика" не существует, в каждом театре ставят то, что им больше нравится. А американский балет во времена Баланчина был на очень высоком уровне, балерины школы Баланчина были не хуже наших, в те времена в Америке балет обожали.

Но балет — это очень дорогое искусство. Все знают, что балерина должна много работать, но это означает, что кто-то платит за аренду зала, оплату педагога и пианиста, и тд. У нас все оплачивало государство, а в Америке большинство театров бедные, своих залов не имеют, и работают всего несколько месяцев в году, а остальное время труппа в неоплачиваемом отпуске. Но если Баланчин, Роббинс и их танцоры и в таком режиме могли показывать высочайший уровень, то сейчас ярких балетмейстеров нет, и уровень упал. Но очень приятно, что в Америке балет считают хорошим допобразованием для девочки из хорошей семьи: если профессиональным танцорам театр должен платить, то школьники, наоборот, сами платят за занятия и дают балету возможность жить хотя бы на любительском уровне. У нас, увы, любительский классический танец гораздо менее популярен.

Recent Posts from This Journal