Мифология о скандинавском происхождении Олега основана на двух вещах
1. заявлении, что Олег - это то же самое, что и сказочный норвежский герой Одд Стрела, потому что в саге о нем упомянуто, что он правил Гардарики и умер так же как и Олег - от укуса змеи, выползшей из черепа его коня
2. заявлении, что Олег - это скандинавское имя, a вся его дружина из Скандинавии
Про второй пункт мы попозже поговорим, а пока вот еще с сагой не закончили.
Про то, что "Сага об Одде Стреле" - сказка типа "Беовульфа" , знают, по моему, все серьезные западные филологи и историки, не знают только почему-то российские норманисты.
Сага эта, поскольку сказка, как и все сказки существует в массе разнообразных вариантов, предлагаю расмотреть один самый длинный и подробный, на который русские норманисты особенно сильно любят ссылаться. В конце концов, надо ведь хоть раз сказку прочитать и посмеяться от души насчет того, что это всё вообще каким-то боком кто-то пытался к Древней Руси и Олегу привязать. Вот сегодня мы этим и займемся. Похихикаем над сказкой и норманистами.
Сага об Одде Стреле (по ссылке) состоит из 32 "глав", если так можно выразится.
Пересказывать всю сагу я не буду, опубликую названия "глав" и остановлюсь на нескольких, которые считаю важными, потому что там, например, упомянута страна Гардарики. Кстати,
Одд Стрела согласно саге 300 лет жил
1. Рождение и взросление Одда
В отличие от Руси, известной волхвами и кудесниками, в Скандинавии предсказательницами были женщины, которые назывались
вёльвами. При этом про наличие таких вёльв нам известно как от Тацита, так и из самой древнескандинавской мифологии, где в "Старшей Эдде" устами вёльвы передаётся рассказ о происхождении богов и грядущем конце мира (песня "Прорицание Вёльвы"). При этом у скандинавов есть 2 имени для этой вёльвы - Heiðr и Gullveig. Так вот вёльву из "Саги об Одде Стреле" зовут именно Хейд, что тонко намекает на толстые обстоятельства.
Слева: Вёльва из Эдды на почтовой марке Фарерских островов 2003 год Справа: "Предсказание Вёльвы". Карл Ларссон, гравюра Гуннара Форсселла.из издания "Эдды" 1893 года
Само прорицание, как это все было обставлено, не имеет вообще ничего общего с легендарным общением Олега с волхвом / кудесником, разное абсолютно все, кроме наличия самого предсказания и черепа коня.
При этом выше было сказано, что лживые саги часто пересказывают мотивы из других сказок и саг.
Я бы сказала, что Сага об Одде перессказывает что-то другое, из другого источника, причем притягивая за уши, потому что там очень глупый и нелогичный сюжет. Вельва предсказывает Одду следующее:
— Я расскажу тебе, Одд, — молвила она, — что тебе, возможно, хорошо бы узнать: тебе суждено гораздо больше, чем другим людям. Ты проживёшь три сотни зим, будешь путешествовать из страны в страну и всегда будешь считаться величайшим там, куда придёшь. Твой путь пройдёт по всему миру, но где бы ты ни странствовал, умрёшь ты здесь, на Берурьодре. Здесь в стойле стоит конь Факси, серой масти, только грива другая. Череп того коня причинит тебе смерть.
Сначала Одд вёльву избивает до крови, потом он идет и убивает коня, закапывает его в яме в человеческий рост, засыпает яму не только землей , но и камни сверху кладет. И уезжает оттуда. А через 300 лет он из страны, в которой царствовал, от жены и детей тащится обратно в этот Берурьодр, типа надо бы наследством распорядиться... От наследства одни развалины, но он далее тащится к могиле и находит там череп, который из засыпанной камнями ямы в человеческий рост как-то выкатился случайно (могилокопатели что ли клад искали?). Начинает этот череп еще больше выковыривать, получает укус змеи и помирает. Ну не дурак?
3. Одд приходит на Хравнисту
4. Путешествие в Бьярмаланд
5. Стычка с бьярмами и финнами
6. Стычка с ётунами
Ётуны, или йoтуны (др.-сканд. Jötunn — обжора) — инистые великаны, живущие на севере. 7. Одд и его люди побеждают викинга Хальвдана
8. Одд побеждает викинга Соти
9. Одд и Хьяльмар заключают союз
10. Викингский поход и зимовка в Швеции
11. Гибель Асмунда в Ирландии
12. Одд получает [волшебную] рубашку и женится на Эльвёр
Эта важная глава, потому что Эгмунд станет врагом Oдда, и Одд будет везде бегать и его разыскивать. И найдет аж в Хольмгарде ( Великом Новгороде по-скандинавски) в качестве правителя чуть ли не всея Руси.
Вот первое описание этого будущего правителя Великого Новгорода и вроде как всея Руси
О внешности этого человека рассказывали, что он был черноволосый, и на лицо ему свешивался клок волос там, где должна быть чёлка, а лица совсем не было видно, кроме зубов и глаз. У него с собой имелось восемь человек, которые были таковы: их не брало железо и своим ростом и злобой они больше походили на ётунов, чем на людей.Артур Рэкхэм. Ётуны, иллюстрация для The Rhinegold & the Valkyrie из Нибелунгов. 1910 год, Лондон Это примерный вид будущего правителя Новгорода до того, как ему Одд оторвал лицо, и его воинов . Почему примерный? А у него мама из великанш была. И они все похожи на ётунов
14. Битва на острове Самсей и гибель Хьяльмара
Мортен Эскиль Винге "Хьялмар прощается с Орваром Оддом после Самсеской битвы", 1866 год.
Из всей скандинавской, английской и германской живописи я нашла только две картины с изображением Одда Стрелы. Обе они связаны с легендарной шведской парой возлюбленных - Хьялмаром и Ингеборг, которые в качестве героев фигурируют в нескольких сагах, балладах и даже датском историческом труде Gesta Danorum, потому что Хьялмар служил при дворе легендарного короля
Ингви. Шведский археолог Биргер Нерман на основании археологических и других данных предложил датировать гибель Ингви и Альва
первой половиной V века 15. Одд погребает Хьяльмара и Ингибьёрг
Август Мальмстрём "Ингеборг узнаёт о гибели Хьяльмара от Одда Стрелы" 1859 год.
16. Встреча Одда и викинга Сэмунда
17. Одд крестится [в Аквитании]
18. Одд в Рисаланде \
Кадр из фильма "Седьмое путешествие Синдбада" (США, 1958).
Какое отношение Синдбад имеет к Одду Стреле? А главу почитайте. В этой саге из стольких разных источников всяких историй позаимствовано, смерть от коня - всего лишь одна из них
19. Одд заключает союз с Раудграни https://www.litmir.me/br/?b=580593&p=14Одд узнает, кто такой Эгмунд Убийца Эйтьова. Это колдун - сын финнского правителя и великанши, которая позже превратилась в существо Финнгалькн (finngálkn). Видом она сверху, головою, человек, а снизу — зверь, с удивительно большими когтями и громадным хвостом, которыми она убивает как людей и скот, так и зверей и драконов. Сам Эгмунд кудесник и волшебник как по наследству от мамы, так и потому, что финны его своими собственными способами заколдовали
20. Одд побеждает финнгалькнаВеликан, обращенный в камень Я не смогла подобрать подходящую картинку для монстра- мамы будущего правителя Новгорода. Finngálkn означает, что это финский gálkn, это, видимо, финское / лапландское слово galco = a beast = чудище. То есть согласно саге мама будущего правителя Новгорода - финское чудовище с когтями, огромным хвостом, человеческой головой, но телом зверя
21. Вигнир приходит к Одду
22. Стычка с Эгмундом Убийцей Эйтьова
В этой "главе" Эгмунд Вигнирy горло перегрыз. А Одд ему за это оторвал бороду и лицо
"После этого Эгмунд стал уходить под землю там, где стоял. Тогда Одд схватил обеими руками его за бороду с такой силой, что выдрал её всю вместе с мясом до самой кости и заодно всё лицо с обеими щеками, и следом оторвалась кожа на лбу и сзади до середины черепа, и они расстались на том, что кожа разорвалась, и у Одда осталось то, что он держал. Земля сомкнулась над головой Эгмунда, и так они разошлись."
Это страна, где Одд задержался, послужил этому конунгу и позже женился на дочери правителя. По логике саги именно эта страна конунга Херрауда и является Гардарики.
— У конунга есть дети? — спросил Одд.
— У него есть красивая дочь, которую зовут Силькисив.
— Она красивая женщина? — спросил Одд.
— Да, — сказал старик, — нет другой такой же красивой в Гардарики и во многих других местах.
25. Одд идёт на охоту
26. Одд соревнуется в умениях с дружинниками (по-исландски это Oddr þreytti íþróttir við hirðmenn и дословно - Оддр устал от состязаний со слугами)
27. Одд состязании в питье
28. Одд отправляется получать дань
.... А Одд разграбил весь город.
И когда он был готов, то отправился прочь оттуда с большими богатствами и таким огромным количеством денег, что нельзя сосчитать, и о его путешествии не рассказывается, пока они не вернулись в Греческое государство. "
И вот оно чем Гардарики Одда Стрелы то оказалась! Греция это!
Тут как-раз правитель Гардарики Греции конунг Херрауд скончался, и его вынесли и насыпали над ним курган (ну хорошо хоть не пирамиду построили, а то ведь могли бы). Одд как вернулся, сразу женился на Силькисив и был провозглашен конунгом Гардарики Греции
Это самая главная для нас "глава" на самом деле, потому что тут описывается реальная Русь-Гардарики с конунгом, который правил в Хольмгарде-Новгороде,и дается описание географии этой самой Руси-Гардарики. Читаем.
"Семью зимами ранее случилось так, что конунг, который был на востоке в Хольмгарде, внезапно умер, а власть захватил незнакомец по имени Квилланус и стал там конунгом. У него была довольно странная привычка: он носил маску, и его никогда не видели с неприкрытым лицом. Это казалось людям удивительным. Никто не знал ни о его роде, ни о родине, как и о том, откуда он пришёл. Люди много это обсуждали. Случившееся стало широко известным, и достигло в Гриккланде [это Греция -Гардарики, если кто не понял] ушей Одда, и ему показалось очень странным, что он никогда не слышал об этом человеке, хоть путешествовал повсюду. Одд встал тогда на доску настила и торжественно пообещал, что узнает, кто конунг в Гардах на востоке, и немного погодя он собрал войско и снарядился из дома. Он послал за Сирниром, своим побратимом, и встретился с ним на востоке у Виннланда; у того было тридцать кораблей, а у Одда — пятьдесят. Все они были хорошо снаряжены оружием и людьми. Теперь они направились на восток в Хольмгард." [Новгород]
Гардарики такая большая земля, что в ней тогда были государства многих конунгов. Одного конунга звали Марро. Он правил в Морамаре; это страна в Гардарики. Одного конунга звали Радстав. Он правил в Радстове. Одного конунга звали Эддваль. Он правил тем государством, которое называется Сурсдаль. Хольмгейром звали конунга, который правил Хольмгардом после Квиллануса. Одного конунга звали Пальтес. Он правил Пальтескьюборгом. Одного конунга звали Кэнмар. Он правил Кэнугардом, а первым там поселился Магок, сын Яфета сына Ноя. Все эти конунги, которые были сейчас названы, платили дань конунгу Квилланусу
Вот она какая земля то русская в скандинавских сказках!
Муром - Морамар а конунгом Марро
Ростов- Радстов а конунгом Радставом
Суздаль - Сурсдаль с конунгом Эддвалем
Новгород - Хольмгард сначала с неким конунгом Квилланусом, о котором мы еще поговорим, а после него был некий конунг Хольмгейр .
Полоцк - Пальтескьюборг с конунгом Пальтесом
и Киев - Кэнугард с конунгом Кэнмаром. Но это сейчас такой, а первым то там поселился Магок, сын Яфета сына Ноя.
И все эти конунги платили дань конунгу Квилланусу Магок, сын Яфета сына Ноя. Первый человек, поселившийся в КиевеBсе поняли, что Киев был основан почти сразу после Всемирного потопа ( ок. 3853 год до н. э.)? Шах и мат, ватники! "Прежде чем Одд пришёл в Хольмгард, Квилланус в течение трёх зим собирал войска. Люди считают, что он заранее знал о приходе туда Одда. С ним были все ранее названные конунги. Сварт сын Гейррид тоже был там. Его так называли с тех пор, как исчез Эгмунд Убийца Эйтьова. Там было также большое войско из Кирьяланда и Равесталанда, Реваланда, Вирланда, Эйстланда, Ливланда, Витланда, Курланда, Ланланда, Эрмланда и Пулиналанда. Это было такое великое войско, что нельзя исчислить сотнями. Люди очень удивлялись тому, что может собраться столь огромное воинство"Далее по тексту выясняется, что Квилланус - это Эгмунд Убийца Эйтьова, который носит маску, потому что лица то у него нет, ему Одд лицо оторвал с бородой. Ну они там дерутся, сражаются, все как всегда.
В центре новгородский князь Кощей Бессмертный конунг Квилланус Меченый, а по бокам маски викинга, чтобы прикрыть факт, что Одд ему вместе с бородой оторвал и лицо"Квилланус вернулся в город со своими людьми, которые остались живы. Их было не больше шестидесяти человек, все они были усталые и раненые. С тех пор его прозвали Квилланус Меченый. Он правил Хольмгардом долгое время после этого"
Мда, в общем подрались, разошлись, каждый при своем. Людишек только поубивали ни за что...
Квилланус остался править, а Одд зачем то пошел сначала в лес, а оттуда в Галлию.
"Одд удалился прочь, в лес, и шёл, пока не пришёл в Галлию. Там правило двое конунгов, хотя там было двенадцать государств. Одного из них звали Хьёрольв, а другого — Хроар. Они были двоюродными братьями. Хроар убил отца Хьёрольва ради власти и стал править сам всем государством, кроме одного фюлька, где правил Хьёрольв. К его двору и пришёл Одд.
Хьёрольв предложил Одду государить, но тот недолго находился там и однажды ночью ускользнул прочь. Затем он обитал в лесах под открытым небом, пока не пришёл в своё государство.[Грецию-Гардарики] Зажил он тогда тихо.
Через некоторое время Квилланус послал Одду много подарков в золоте и серебре и много драгоценностей с речами о дружбе и предложением мира. Одд принял эти подарки, потому что благодаря своей мудрости понял, что Эгмунд Убийца Эйтьова, который тогда назывался Квилланусом, непобедим, ибо его можно было скорее назвать духом, а не человеком. И не сказывают, имели ли они позднее какие-либо дела друг с другом, и так они остались в расчёте."
"Вот сидит Одд в своём государстве. Прожил он там долгую жизнь, и с женой у него родилось двое сыновей. Одного назвали Асмундом в честь побратима Одда, а другого — Херраудом в честь деда со стороны матери, и оба подавали надеждыКак-то вечером, когда они легли в постель, Одд молвил:
— Я намерен совершить путешествие из страны.
— Куда ты собрался? — спросила Силькисив.
— На север на Хравнисту, — ответил он. — Также я хочу узнать, кто хранит остров, ибо он принадлежит мне и моим родичам.
— Мне кажется, — сказала она, — у тебя здесь достаточные владения, ведь тебе принадлежит полностью Гардарики и все другие земли и государства, какие ни пожелаешь [основная фраза, на которую обычно ссылаются российские норманисты в попытках доказать, что Одд - это Олег], и мне казалось, что тебе не нужно желать большего и заботиться о маленьком островке, от которого никакой пользы.
— Да, — сказал он, — это так, остров мало стоит, однако я хочу решить, кто им должен владеть, и отговаривать меня бесполезно, ибо я решил ехать, и я буду отсутствовать недолго."
Короче, заскучал Одд, решил в родные края съездить, землицей распорядиться, кусочек не кусочек, а по норвежским стандартам целая ферма... Присмотреть бы надо...Ну и могилку коня навестить, чего там с черепом то...
Ну и навестилЯ не знаю, можно ли после прочтения этой саги хоть на секунду верить, что Олег мог иметь хоть что-то общее с Оддом Стрелой,
**************************************************************************Я не стала затрагивать тему того, как эта сага прекрасно показывает кодекс чести викинга, стандарты поведения викинга и мировоззрение викинга.
Нужно сесть и внимательно прочитать всю сагу, чтобы это понять.
Викинг - это человек, который живет грабежом и убийством, это человек. который живет битвой, духовно питается от славы битвы, имеет желание доказать, что он бьется лучше других и славу видит только в военных доблестях и победах. Славная смерть - это смерть с мечом в руках, чтобы попасть в Вальгаллу.
Там вся сага пропитана полной неспособностью викинга понять хоть что-то об объединении, торговле, государственном управлении, религии (почитайте главу о крещении - закачаетесь). У викинга даже нет семьи в нормальном понимании этого слова.
Я не хочу сказать, что Рюрик, Олег, Владимир, Святослав и кто там еще были семьянинами и управленцами на местах (нет, они воевали, а управленцами на местах часто были неизвестные нам женщины, их жены, некоторые имена типа Ольги мы знаем, большинство не знаем). Но русские князья не воевали во имя славы и необходимости умереть, держа в руках меч, они действительно строили государственность в понимании государственности того времени и понимали, как договора с той же Византией подписывать.
У викинга в голове такое отсуствует, это машина для махания мечом и ничего больше.
Почитайте историю острова Готланд, и вам всё, абсолютно всё будет понятно про неумение скандинавских викингов-пиратов строить государственность.
Что читают российские норманисты, я не знаю. Может быть, они читать не умеют, а умеют только мечом махать реконструкторским, вот и запали на то ли "шведских", то ли "норвежских" Рюрика с Олегом (разницу они не понимают, у них они все руги, готы, скифы и вроде как арии). Ну хочется людям викингами быть - модно же это нынче.
На этом с легендами и мифами об Одде-Олеге закончили.
Остался второй пункт - якобы скандинавские имена и скандинавская дружина Олега в Византии.
Продолжение следует
Journal information