Фильм "Брат" (1997) как энциклопедия моды 90-х

25 лет назад фильм "Брат" впервые показали в рамках фестиваля "Кинотавр" и он сразу же полюбился зрителям. За прошедшие годы его главный герой Данила Багров стал родным для целого поколения, а сам фильм превратился в настоящий гид не только по времени, но и по стилю 90-х.
В кадре мелькают черные косухи, ультрамодные зарубежные кроссовки, свитеры из секонд-хендов, мужские пальто с квадратными плечами и рокерский мерчендайз.
Давайте посмотрим на главные тренды рубежа веков на примере классической ленты.
ГЛАМУР
"Ты снимаешь вечернее платье, стоя лицом к стене", — с этой строчки из песни "Наутилус Помпилиус" фильм начинается. Про любовь Данилы к творчеству Бутусова знают все, но первые кадры вспомнит не каждый. Фильм открывается бэкстейджем fashion-съемки: модель медленно снимает лиф роскошного черного платья с открытой спиной, повернувшись к каменной крепости. К 1997 году глянец в России существовал только четвертый год — большая часть журналов, которые мы знаем и читаем сейчас, еще не открылась. Но те, что запустились, вовсю просвещали отечественного читателя на тему роскоши, стиля и гламура.



РОК-ЭСТЕТИКА
90-е — время крайностей и контрастов. Пока одних обучали, с чем сочетать платье Prada, другие слушали на кухнях "Аквариум" и "Алису". Портреты рокеров в фильме абсолютно аутентичные. Это вовсе не прилизанная субкультура с идеально сидящими кожаными куртками, обтягивающими черными футболками и начищенными ботинками — как нам показывают сейчас на подиумах. Рокеры носят безразмерные косухи, забавные вышитые жилетки и серые свитеры из секонд-хендов. Большую часть костюмов, по воспоминаниям съемочной группы, именно там и купили. Остальную нашли у себя на дачах. Концепция — что нашли, то и надели.


ДИСКО
И все-таки в фильме играет не только "Наутилус Помпилиус", но и пионеры евродэнса E-Rotic. Их обожает Кэт, тусовщица с грязными косичками, всегда готовая "оттопыриться". Удивительно, но в 1997 в России такую музыку можно было услышать только на закрытых вечеринках, куда ходили преимущественно иностранцы с серьгами в ушах. То же самое касалось и диско-стиля в одежде: большинству он был просто недоступен. Но если очень захотеть, белое худи, неоновый шнурок-ожерелье и нейлоновую бейсболку все же можно было достать. Правда, для этого необходимо было знать английский хотя бы на уровне разговорного.

OVERSIZE
Исторически в России непростые отношения с вещами oversize — особенно в женском гардеробе ("мешковато", "не по размеру" и т.д.). Но в 90-е девушки еще прекрасно себя чувствовали в огромных пальто на синтепоне и вязаных свитерах со спущенными плечами. Кажется, героини фильма даже не догадываются, что через несколько лет придет мода на все обтягивающее, вызывающе сексуальное, короткое и желательно леопардовое.



Рассказ первый
"— А кто придумал ему свитер крупной вязки для "Брата"?

Кадр из фильма "Брат". Сергей Бодров-младший - Данила Багров

Кадр из фильма "Брат". Сергей Бодров-младший - Данила Багров
Рассказ второй

Виктор Сухоруков - брат Данилы Виктор Сергеевич Багров, киллер по кличке Татарин
Так и жили. Самая большая победа заключается в том, что каким-то двадцать пятым чувством я спрятала свитер и мамин фланелевый халат, вдруг, думаю, пригодятся. Через пять лет и пригодились"
Отсюда Отсюда Отсюда Отсюда

БАНДИТСКИЙ ПЕТЕРБУРГ
У всех хорошо одетых людей в "Брате" за поясом спрятан пистолет — это негласное правило 90-х. Только бандиты носят в кадре шерстяные пальто в пол с огромными плечами, малиновые пиджаки и шелковые галстуки с узором пейсли. Сейчас все это кажется забавным и архаичным, но в то время было настоящим символом власти. Примечательно, что Данила, как только получает от брата первую пачку денег, тоже идет в Гостиный двор за кожаными туфлями и кашемировым пальто. Но и про свой свитер из сэконд-хенда тоже не забывает — ведь, как известно, сила не в деньгах, а в правде.


Ну вот и разобрались с главными трендами 90-х, осталось выяснить, как это все придумывалось и создавалось\
Художником по костюмам в фильме была Надежда Васильева, жена режиссера "Брата" Алексея Балабанова, так что уверенно можно сказать, что костюмы создавались творческим семейным тандемом


Алексей Балабанов и Надежда Васильева
К сожалению, в 90-е годы особых интервью по поводу костюмов и стиля в фильмах было давать как-то не принято, эта традиция появилась намного позже, поэтому узнать можно что-то очень отрывочно, из разных более поздних интервью и воспоминаний, да и то, можно сказать, что по крупицам.
Поэтому не мудрствуя лукаво, я просто здесь эти крупицы соберу
Два рассказа про знаменитый свитер Данилы от Надежды Васильевой
Два рассказа про знаменитый свитер Данилы от Надежды Васильевой
Рассказ первый
"— А кто придумал ему свитер крупной вязки для "Брата"?
— Я пошла в секонд-хенд, потому что денег на костюмы не было. Искала-искала и вдруг нашла этот свитер. Стоил он тридцать пять рублей. Я сразу поняла — вещь. Напялила его на Бодрова, Леша посмотрел и сказал: "Что это он такой крутой? Он не может быть крутым". А я говорю: "Да этот свитер мама ему связала!" И мы еще долго спорили. Но Сережа так хотел быть крутым, что уломал Балабанова на свитер. Леша только поставил условие, что его хоть чем-нибудь надо задрипать. Так появилась полиэтиленовая ветровка поверх свитера. Потом мальчики так одевались — бушлат и свитер. Я считаю, что это моя самая главная победа в жизни. Все остальное — ну, костюмы и костюмы... После "Связного" я этот свитер упаковала и Светке передала для сына.

Кадр из фильма "Брат". Сергей Бодров-младший - Данила Багров
— Как одевался Данила, мы знаем. А как одевался Бодров?
— Помнишь фразу: "Плеер модный, а одет как обсос"? Помню, мы его одеваем, и он говорит: "Ну ботинки-то хоть модные мне купите..." Тогда только-только начали носить "мартинсы" с синим или желтым протертым носом, и Сережка очень их хотел. А Леша сказал: "Ботинки надо хорошие, а не эти ваши говешки". И в результате мы пошли и купили классические ботинки за сто сорок рублей. Он так расстроился, говорит: "Не модные..." И тут я поняла, что передо мной — ребенок. А он-то все важного из себя строил, очечки надевал... В этом они с Лешей не совпадали. Потому что для Леши мода — это... Он плохо к ней относится.
Кадр из фильма "Брат". Сергей Бодров-младший - Данила Багров
Рассказ второй
"— Ты как его видишь?
— А ты как?
— Он герой!
— Ты посмотри на маму героя!
— Ну, тогда от мамы что-нибудь!
— Свяжи свитер!
— Модный?
— Свитер как свитер. Как бабушка твоя мне связала.
— Который ты подарил какому-то идиоту с Первого канала?
— Нет, другой,который я в поезде оставил! И чтобы, как у нас на даче ходят, там снимать будем! Но герой!
— Где ты там героев видел? Одни треники у всех и галоши!
— И они пригодятся. Для немца.

Юрий Кузнецов - немец Гофман, друг Данилы в одежде как на даче ходят

Юрий Кузнецов - немец Гофман, друг Данилы в одежде как на даче ходят
Потом на рынке секонд-хэнда из корзины вытащила свитер "как бабуша Люся вязала". И поняла: "Это он!"
Опять:
— Так он герой какой-то получается.
— Так ты же хотел героя.
— Испорть его чем-нибудь!
— Сейчас! Вот эту болоньевую дрянь накину. — так-то лучше будет!
Вот так и родился Данила Багров! А треники и "прощай молодость" я захватила на всякий случай. Балабанов же просил "для немца".

Кадр из фильма "Брат". Данила Багров и немец Гофман
Сухоруков, "Витенька мой", как звала его мама, был одет в моё зеленое кашемировое пальто, купленное на "Замке" в городе Гамбурге, никто и не заметил, что пуговицы на другую сторону. А галстук папин, для прикола кем-то подаренный, а пиджак актрисы, теперь депутата, Анастасии Мельниковой.
Вот так и родился Данила Багров! А треники и "прощай молодость" я захватила на всякий случай. Балабанов же просил "для немца".

Кадр из фильма "Брат". Данила Багров и немец Гофман
Сухоруков, "Витенька мой", как звала его мама, был одет в моё зеленое кашемировое пальто, купленное на "Замке" в городе Гамбурге, никто и не заметил, что пуговицы на другую сторону. А галстук папин, для прикола кем-то подаренный, а пиджак актрисы, теперь депутата, Анастасии Мельниковой.

Виктор Сухоруков - брат Данилы Виктор Сергеевич Багров, киллер по кличке Татарин
Так и жили. Самая большая победа заключается в том, что каким-то двадцать пятым чувством я спрятала свитер и мамин фланелевый халат, вдруг, думаю, пригодятся. Через пять лет и пригодились"
Отсюда Отсюда Отсюда Отсюда