selyanka1 (selyanka1) wrote,
selyanka1
selyanka1

Костюм в советском кино. Ольга Кручинина.

16  big_69169_kruchinina_0_a99db_a87b3906_orig.jpg
Костюмы Ольги Кручининой на временной выставке в Москве.

Этот  пост - вдогонку к посту о шубах в советском кино и последовавшей за ней дискуссии, как мало мы знаем о советских художниках по костюмам и почему изумительного наследия советского кино почти нигде никогда не видно, с музеями совсем плохо   и даже имен художников никто особо и не знает, кроме узких специалистов. А ведь гордиться есть чем и кем.


Прочитала интереснейшую статью о советском художнике по костюмам Ольге Кручининой,
17  kruchinina_0_a99df_57ccc06a_orig.jpg

Ольга Семёновна Кручинина (24.06.1917-13.12.2007) — Народный художник Российской Федерации, Заслуженный работник культуры РСФСР, член Российской академии кинематографических искусств «Ника».

Ольга Семеновна родилась 24 июня 1917 года в Воронеже. В 1931 году вместе с семьей переехала в Москву. Накануне Великой Отечественной войны окончила Московский текстильный институт (1941 г.). После войны работала в Московском Доме моделей, но вскоре получила приглашение работать в кино.

Ольге Семеновне посчастливилось поработать с такими режиссерами, как А. Птушко, Э. Рязанов, Г. Александров, Г. Рошаль, С. Юткевич, В. Басов, Г. Данелия, С. Бондарчук. Она создала костюмы почти к 50-ти фильмам, многие из которых и сегодня любимы народом.

С 1962 по 1964 годы О. С. Кручинина преподавала на художественном факультете Текстильного института, с 1977 по 2002 год – во ВГИКе, где основала Мастерскую художника-постановщика по костюмам.

********************************************
Художник по костюмам - одна из важнейших профессий в кино. Именно он отвечает за то, каким зритель воспринимает персонажа с первых секунд экранного времени: богатым или бедным, оптимистом или пессимистом, добрым или злым. В этом ему помогают линия и объем, цвет и фактуры тканей.

Первым профессиональным художником по костюмам в российском кино была Ольга Семеновна Кручинина, которая подарила нам незабываемые кинематографические образы. Фильмография художницы состоит из более чем сорока картин, мы вспомним лишь самые популярные из них.
1   58039_kruc_001.jpg
О. С. Кручинина (слева) с актрисой В. Марецкой (справа) на съемках фильма «Сельская учительница». Фото из фондов РГБИ

«МИМИНО» (1977)

Замечательная, трогательная комедия режиссера Г. Данелии о грузинском вертолетчике, мечтавшем о «большом небе», покорила не одно поколение российских зрителей. Для того чтобы еще ярче визуализировать мечту главного героя, Ольга Семеновна одела российский экипаж международной авиалинии в эффектную белоснежную униформу, в которой они похожи на «ангелов неба».


2   58040_kruc_002.jpg
Кадр из фильма «Мимино»

«ИРОНИЯ СУДЬБЫ, ИЛИ С ЛЕГКИМ ПАРОМ!» (1975)

Сегодня уже невозможно представить празднование нового года без этой культовой романтической комедии Э. Рязанова. И пусть в свое время приглашенная польская дива рыдала, что ее персонаж «учительница Надя» одет в немодное платье, мы-то с вами понимаем, что приглушенный охристый цвет и мягкие, струящиеся линии смягчили резкие черты лица Б. Брыльской, подчеркнули питерскую интеллигентность, нежность и лиричность героини. К слову, «немодный фасон» снова входит в моду, как и лисья шапка, уже прозванная народом «Надя».
3   58040_kruc_003.jpg
Эскиз костюмов героев фильма «Ирония судьбы, или С легким паром!»

4   58041_kruc_004.jpg
Фото со съемочной площадки фильма

«РУСЛАН И ЛЮДМИЛА» (1972)

Про прекрасную экранизацию пушкинской поэмы в двух строках не расскажешь. Для работы над фильмом художник по костюмам провела большую исследовательскую работу. Все «миры» этой сказки были решены в разной цветовой гамме и стилистике. К сожалению, актер Олег Видов, который должен был сниматься в фильме, в последний момент был заменен Валерием Козинцом, заметно отличавшимся от него по телосложению. Не все в костюме удалось подогнать под его фигуру, но зритель, очарованный красивым киноповествованием, не замечает ни этого, ни голубей, «загримированных» под попугаев в спальне Людмилы. Это ли не комплимент картине?

920x460.jpg
Сцена из фильма. Людмила.

0_a806b_602cfc9f_orig.jpg17  0_a8068_1c909555_orig.jpg
Костюм Черномора с временной выставки в Москве, обычно его публике не показывают.

«СКАЗКА О ЦАРЕ САЛТАНЕ» (1966)

Фильм А. Птушко создавался в тяжелые советские времена, когда в продаже не было красивых тканей. Но это не останавливало Ольгу Семеновну, которая придумала свой способ создания богатой фактуры: на плотную основу накладывались более легкие, в том числе, блестящие ткани, сверху наносился орнамент, который вышивался на специальной машине, а потом прорезались нужные слои, создавая эффект сложной текстуры. Немного жемчуга, чеканки и тесьмы – и вот уже перед нами роскошные царские облачения!
5   58041_kruc_005.jpg
Эскиз костюма Салтана

58042_kruc_006.jpg
Фото со съемочной площадки фильма «Сказка о царе Салтане» (журнал «Life»)

«ГУСАРСКАЯ БАЛЛАДА» (1962)

Вопреки расхожему мнению, что форменные военные костюмы для музыкальной комедии Рязанова брались у Бондарчука, все было с точностью наоборот. «В те времена как-то не было консультантов по военному костюму, мне приходилось самой разыскивать материалы  по французской и по русской армиям, – рассказывала в одном из интервью Ольга Семеновна, – Потом мы с трудом устанавливали форму методом долгих примерок, проб. И в дальнейшем, когда снимали «Войну и мир», наши костюмы, разработанные кровью и потом, использовали как образцы».

6   58043_kruc_007.jpg
Эскиз военного костюма

7  58044_kruc_008.jpg
Кадр из фильма «Гусарская баллада»

Иногда в одном кадре в «Гусарской балладе» можно увидеть военную форму различных полков, которая, может быть, и не соответствует исторической правде, но было сделано художником сознательно, поскольку фильм Рязанова – не музейная реконструкция, а веселая, легкая комедия, в которой цвет создает у зрителя приподнятое, праздничное настроение.

«АЛЫЕ ПАРУСА» (1961)

Эта картина была очень важна для режиссера А. Птушко, ассоциирующего себя с Артуром Грэем. Отсюда и настоящие шелковые алые паруса, и кожаный костюм главного героя, который не только выглядит функционально, но и добавляет мужественности персонажу, контрастируя с нежными платьями Ассоль.

8  58044_kruc_009.jpg
Эскиз костюма Артура Грэя

9.jpg
Кадр из фильма «Алые паруса» 

«ОТЕЛЛО» (1955)

Именно из-за режиссера С. Юткевича Ольга Кручинина попала в кино. После окончания Текстильного института она была распределена в Дом моделей на Кузнецком мосту, но Юткевич предложил ей пойти художником по костюмам на свой фильм «Дмитрий Донской», съемки которого так и не состоялись. Впоследствии, они все-таки вместе сделали фильмы «Великий воин Албании Скандербег» (1953), «Отелло» (1955) и «Ленин в Польше» (1965).

10  58045_kruc_011.jpg
Эскиз костюмов Дездемоны и Отелло

11  58046_kruc_012.jpg
Кадр из фильма «Отелло»

Костюмы фильма «Отелло» отличает тщательная визуальная продуманность. Художник по костюмам цветом, линией и фактурами подчеркнула хрупкость и ангельскую бестелесность Дездемоны и дьявольскую, дикую необузданность Отелло. Правда, костюм Отелло пришлось подгонять под личность актера, а заодно и показывать Бондарчуку, как правильно заворачиваться в плащ и красиво набрасывать его на руку.

«САДКО» (1952) 

12  58047_kruc_013.jpg
Эскиз одежды купцов и бояр новгородских

13  58047_kruc_014.jpg
Кадр из фильма «Садко»

Кто из нас не помнит роскошную Птицу Феникс в удивительном экзотическом головном уборе? Ольга Семеновна всегда искала свои источники вдохновения в музеях и книгах. «Где только не находишь нужные сведения, которые потом пригодятся в деле, рассказывала она, – Иногда это совсем не связано с твоей профессией. Однажды была выставка головных уборов Австрии. Она на меня произвела просто ошеломляющее действие. И мне так жаль, что я нигде не смогла использовать те знания, которые там получила: какие-то чисто декоративные решения, какие-то детали». Именно, детали. Кручинина не копировала, не реконструировала, а стилизовала костюм. Так, например, на идею создания рисунка текстиля для платья Любавы (невесты Садко) Ольгу Семеновну натолкнула виньетка на форзаце старинной книги, а на костюм Черномора из фильма «Руслан и Людмила» – книга о перуанской керамике.

«КАМЕННЫЙ ЦВЕТОК» (1946)

И в завершении нашего обзора хотелось бы вспомнить первый отечественный цветной кинофильм, снятый А. Птушко по уральским сказам Бажова. Перед юной художницей, работавшей до этого всего лишь на одной картине, встала нелегкая и ответственная задача – придумать и воплотить образы персонажей на цветной кинопленке. Но она блестяще справилась с ней, о чем говорит Приз жюри фильму за лучшее цветовое решение на Каннском кинофестивале 1946 года.
14  58047_kruc_015.jpg
Эскиз костюма Хозяйки Медной горы
15  58048_kruc_016.jpg
Фотография с примерки костюма к к/ф «Каменный цветок» на киностудии «Баррандов»

Ольгу Семеновну всегда отличали талант и свобода творчества. «Я была почти первым художником-профессионалом в кино. Поэтому работала всегда очень уверенно. Стыдно сказать, я знала, что лучше меня никто не сделает. И видимо это как-то передавалось режиссерам, поэтому у меня никогда не было с ними конфликтов, они, как правило, принимали безоговорочно все то, что я им предлагала». Эта легкость в творчестве и подарила нам яркие образы, которые навсегда останутся в истории отечественного кино.

Ирина Жигмунд. отсюда https://www.startfilm.ru/news/main/11567/

****************************************
И совсем малюсенькое видео на несколько минут о сказочных костюмах.
Там собственно упоминается в том числе, что из-за жуткого дефицита материалов и тканей костюмы для кино часто не сохранялись в музейных целях, об этом даже и не думали, а перешивались для новых фильмов, поэтому очень многое, к сожалению, не сохранилось.






Tags: Россия, костюм, шоу-бизнес
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo selyanka1 май 23, 2017 19:24
Buy for 30 tokens
30 жетонов Не размещаются материалы с экстремистскими и антизаконными призывами, с порнографией, с матами, с оскорблениями selyanka1 или ее друзей
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 165 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →