selyanka1 (selyanka1) wrote,
selyanka1
selyanka1

Балы в России. Часть 1. Ты помнишь, как все начиналось?

1    9a08a78262f2fb1a34b2f8e125c66_7D_42_Mazur_f05_fmt.jpg
Кадр из фильма "Как царь Петр арапа женил". Петровская ассамблея.

Все мы в детстве любили сказки. Герои-богатыри, сказочные принцессы, Золушка на балу с хрустальной туфелькой, бесстрашный герой, сражающийся ради любимой и с Кощеем, и со Змей-Горынычем.

И даже повзрослев, мы храним в душе эту любовь к сказкам. И хотим иногда надеть красивое платье, хрустальные башмачки, сесть в карету, отправиться на бал и танцевать там до упаду с принцем.


Бал - слово французское, произошло от французского baller — танцевать. И первый исторически зафиксированный бал или придворные танцы случились в 1385 году после венчания французского короля Карла VI Безумного и герцогини Елизаветы (Изабеллы) Баварской.

В России первое упоминание о бальном церемониале мы встречаем в описаниях придворной жизни времен правления Лжедмитрия I. На свадебном пиру Лжедмитрия звучал оркестр Станислава Мнишека, что сообщало торжеству отпечаток европеизма. В заключение торжества царь предложил гостям потанцевать. Бал открыли С. Мнишек и князь Вишневецкий. За ними последовали и другие.

2   c430b3a976.jpg
Лжедмитрий I и Марина Мнишек

Придя к власти, Отрепьев стал высокомерен и заносчив. Уже само проведение самозванцем невиданных до этого при русском дворе церемониалов было вызовом обществу. Отрепьев не только не пощадил традиции русского боярства — на одном из балов он пришел в гнев от того, что польский посол посмел надеть шапку во время танца. Царь объявил, что прикажет снять шапку вместе с головой у того, кто последует примеру посла. На том же балу после каждого танца гости были обязаны кланяться государю.

Падение Лжедмитрия не дало балам укорениться в русской культурной жизни. Они вернулись в придворную жизнь уже при Петре I, назывались они тогда ассамблеи, что в переводе с того же французского означает "собрание".


4   369.jpg
С. Хлебовский. Ассамблея при Петре I. 1858 год

По мнению ряда исследователей 19 в., одной из причин введения Петром I светских праздников была его уверенность в том, что “ничто более обращения с женщинами не может благоприятнее действовать на развитие нравственных способностей русского народа”. Другая же причина заключалась в стремлении Петра Алексеевича сблизить все сословия общества, для чего и устраивались праздники.

3   Capture.PNG
“Эко чучела!” рисунок С. С. Соломко, начало 1910-е годы

Первая ассамблея состоялась в 1718 году у генерал-адмирала Апраксина, вторая, через день, — у тайного советника Толстого. Ассамблеи повторялись всю зиму по три раза в неделю.

5  untitled3.png
К. B. Лебедев [1852—1916] "Ассамблея при дворе Петра I"

На первых ассамблеях танцы воспринимались собравшимися как повинность, после исполнения которой участники стремились как можно меньше общаться между собой и по окончании фигур расходились в разные стороны. Петр Алексеевич не только указами, но и личным примером стремился заставить дворян принять новый способ общения. Делал это царь с присущими ему упорством и энергией, он посещал почти каждую ассамблею, иногда сам распоряжался танцами, выделывая, по словам камер-юнкера в свите герцога Голштинского Берхгольца, такие “каприоли”, которые составили бы честь лучшим европейским балетмейстерам того времени.

6   38835d5dd9cf.jpg
К. B. Лебедев. Ассамблея при дворе Петра I

На петровских ассамблеях заведенного порядка и регламента не было, на них специально приглашали молодых офицеров, которых десятками по специальной разнарядке присылали из стоявших в петербургском гарнизоне гвардейских полков. Полковые командиры напутствовали корнетов и поручиков приказами танцами не манкировать и приглашать тех дам, что "простаивают", а не тех, кого хочется. Потому что это не развлечение, а работа такая!


7   Peter_I_assembly.jpg
Ассамблея при Петре I. Неизвестный художник.

После смерти Петра I ассамблеи официально прекратили свое существование, но продолжались различные увеселения в петровском духе и постепенно происходил переход от малоформальных "собраний"- ассамблей к более формальным "танцам"- балам.

8    KLS_000001_08062_1_t222_185123.jpg
Валерий Якоби. Шуты при дворе императрицы Анны Иоанновны 1872


9   19f246b11767.jpg
Валерий Якоби Ледяной дом. 1878 г.

Елизавета Петровна необычайно любила устраивать балы-маскарады, слава о которых разнеслась по всей Европе. Все увеселения делились на разные категории, причем каждый раз строго определялось, в каких костюмах должны быть дамы и кавалеры. Особенно популярны были при русском дворе маскарады, которые устраивались два раза в неделю: одни — для двора и тех лиц, кого императрица приглашала лично, другие — для шести первых классов и "знатного шляхетства".

9  fullsize (1).jpg
Георг Христофор Гроoт Портрет императрицы Елизаветы Петровны на коне с арапчонком. 1743 г.

Каковы бы ни были условия маскарадов, являться на них следовало обязательно. Отказ расценивался как оскорбление августейшей особы или как вызов. При этом условия не всегда приходились по нраву гостям. Так, в 1744 г. императрица приказала явиться на маскарад мужчинам без масок, в огромных юбках на фижмах и причесанными по последней дамской моде. Дамы, соответственно, облачились в мужские костюмы. Такие переодевания приносили удовольствие, пожалуй, лишь самой императрице, которая была ослепительно хороша в костюме кавалера. Настроение остальных присутствовавших было далеко не праздничным. “На этих маскарадах мужчины были вообще злы, как собаки, и женщины постоянно рисковали тем, что их опрокинут эти чудовищные колоссы, которые очень неловко справлялись со своими громадными фижмами и непрестанно вас задевали, ибо стоило только немного забыться, чтобы очутиться между ними, так как по обыкновению дам тянуло невольно к фижмам”.

10   DSC02389.JPG
Платье Елизаветы Петровны

Еще один вошедший в русскую историю маскарад был устроен  во время торжеств по случаю венчания Екатерины Алексеевны с герцогом Голштинским, будущим императором Петром III. Маскарад был целиком построен на исполнении четырех кадрилей. Это означает, что четыре группы танцующих, по двенадцать пар каждая, в разноцветных домино исполняли танец в той части зала, которая была заранее отведена для каждой группы. Кадрили не могут смешиваться, о чем танцоров предупреждали при входе в зал. Каждая кадриль отличалась от других цветом бальных туалетов — тоже определенным заранее. Первую группу танцующих пар возглавлял великий князь Петр Федорович; домино этой группы розового и серебряного цветов. Вторую кадриль открывала Екатерина Алексеевна с маршалом Ласси; их цвета — белый и золотой. Во главе третьей группы танцующих шествовала мать великой княгини Голштин-Готторпская принцесса Иоганна-Елизавета в бледно-голубом с серебром (цвета се кадрили). Наконец, четвертая кадриль — дяди Екатерины Алексеевны, принца епископа Любекского, — в желтом с серебром.


11   Appearance_of_Catherine_II_by_Benois.jpg
А. Н. Бенуа Выход императрицы Екатерины II 1912

Во второй половине 18 века балы стали в России обычным явлением и приобрели определенный обязательный регламент.

12   373 (1).jpg
Неизвестный художник. Московский бал. Конец XVIII в.

Начиная с петровской эпохи во всех государственных высших и средних учебных заведениях, высших школах, иностранных пансионах танец стал обязательным предметом. Его изучали в царском лицее и в скромных ремесленных и коммерческих училищах. В России не только прекрасно знали все новейшие и старинные бальные танцы, но умели исполнять их в благородной манере.



Продолжение Балы в России. Часть 2. Танцуй, не чуя ног


Tags: Россия, костюм, одежда, этикет
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo selyanka1 май 23, 2017 19:24
Buy for 30 tokens
30 жетонов Не размещаются материалы с экстремистскими и антизаконными призывами, с порнографией, с матами, с оскорблениями selyanka1 или ее друзей
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 44 comments